Главная | Архитектура и строительство | Статьи | Технологии | Флуоресцентная эмаль для временной разметки? Это только начало!

Технологии

Флуоресцентная эмаль для временной разметки? Это только начало!

ais3153vn_20

ais3153vn_21_1

 

ВОЗНЫЙ С.И., КОНОВ Ф.А., МУРАШОВ А.В., РАБЕНАУ В.В.

Флуоресцентная эмаль для временной разметки?

Это только начало!..

Исчерпание возможностей обычных пигментов в части увеличения яркости дорожной разметки в то время, когда в России пришло осознание важности фотометрических и колориметрических параметров разметки для безопасности дорожного движения, требует поиска и применения инновационных материалов с набором свойств, не присущих применяющимся сегодня. И без люминесцентных пигментов уже в недалеком будущем обойтись будет крайне сложно.

Но, как и всегда, внедрение качественно новых материалов с революционными свойствами натыкается на банальный вопрос: «Это приведет к увеличению цены?». И ответ: «Да!» – сразу лишает заказчика интереса к продолжению разговора. Никакие доводы о том, что при этом улучшаются эксплуатационные характеристики разметки, что повышается безопасность движения, что нужно с чего­то начать, а по мере увеличения спроса на материал снизится и его себестоимость, значения уже не имеют.

Но все же начинать надо!

И порой жизнь подбрасывает подсказки в той области, о которой ты даже не задумывался.

Наблюдающееся в последние годы повышенное внимание к вопросу доведения до нормативного состояния сети действующих автомобильных дорог вызвало рост объемов капитального строительства и капитальных ремонтов. Эти работы почти всегда сопровождаются временными изменениями схем дорожного движения вокруг объектов строительства или капитального ремонта. Увеличение спроса на материалы для временной разметки отметили и производители разметочных материалов.

Но рост объемов наносимой временной разметки, как оказалось, сопровождается и ростом числа дорожно­транспортных происшествий на этих участках автомобильных дорог. И причина этого не только в самих схемах изменения дорожного движения, но и в качестве наносимой временной дорожной разметки, а если точнее – в применяемых для ее нанесения разметочных материалах и, возможно, несоблюдении технологических требований к нанесению разметки. Основных претензий к качеству наносимых разметочных материалов и к самому нанесению разметки две: несоответствие цвета временной разметки требованиям ГОСТа и низкая видимость временной разметки по сравнению с разметкой постоянной, которая, как правило, не демаркируется при нанесении разметки временной.

Хотя ГОСТ Р 51256­2018, как и предыдущие его редакции, однозначно предписывает выполнять временную разметку материалами оранжевого цвета и регламентирует допустимые координаты цветности, на практике временную разметку продолжают наносить первой подвернувшейся под руку краской, хотя бы отдаленно напоминающей по цвету оранжевую. Часто для этого используют эмали желтого или даже красного цветов. Разметка­то временная! Главное, чтобы отличалась по цвету от постоянной разметки – белой! И на это все закрывают глаза.

Для генподрядчика работ по ремонту дорожного полотна или капитальному строительству объектов дорожной инфраструктуры нанесение временной разметки, конечно, является обязательным условием контракта. Но по значимости этих работ для генподрядчика, по доле их в полной цене контракта нанесение временной разметки находится на одном из последних мест. Да и подразделений по нанесению разметки у абсолютного большинства генподрядчиков работ по строительству и капитальному ремонту дорог нет. Они привлекают для нанесения временной разметки специализированные субподрядные организации. Генподрядчику важно, чтобы временная разметка на объекте была. А строго она соответствует ГОСТу или совсем не соответствует, это уже зона ответственности субподрядчика.

Нанесение временной разметки по пресловутому остаточному принципу не способствует повышению безопасности дорожного движения на объектах капитального строительства или ремонта, а, скорее, снижает ее, т. к. вносит сумятицу в движение транспорта и порой дезориентирует водителей.

В точном соответствии с законами физики цветная разметка имеет меньший коэффициент  яркости, чем разметка белого цвета. Это отражено и в требованиях ГОСТ 32953­2014, где требованиям по коэффициенту яркости к разметке оранжевого цвета уступает только разметка красного и синего цветов (про черный цвет здесь говорить не будем, т. к. это в первую очередь демаркировочный цвет, а не цвет действующей разметки). Понятно, что чем меньше коэффициент яркости разметки, тем хуже разметка видна на дорожном полотне, даже в дневное время суток. А применение в ночное время осветительных приборов с «теплым» светом, т. е. с цветовой температурой ниже 3500К, только ухудшает видимость разметки оранжевого цвета.

Применение флуоресцентной оранжевой эмали для разметки позволяет разрешить эту ситуацию. Как показывают лабораторные измерения, проведенные ЦИТИ «Дорконтроль» (г. Москва), яркость флуоресцентной эмали существенно превышает яркость обычной акриловой эмали. Лабораторные данные измерений представлены в табл. 1.

Таблица 1.

Сравнение светотехнических показателей обычной и флуоресцентной

дорожно­разметочных эмалей по результатам лабораторных испытаний.

Как видно из таблицы, коэффициент яркости флуоресцентной краски, как без посыпки стеклошариками, так и с посыпкой, почти на 40% превышает коэффициент яркости обычной оранжевой эмали, а координаты цветности и той и другой эмали очень близки и соответствуют требованиям ГОСТ 32829­2014.

Как показывают данные таблицы 1, яркость, достигнутая флуоресцентной оранжевой эмалью в ходе лабораторных исследований, переводит ее в класс выше обычных оранжевых эмалей.

На рис. 1 представлены для сравнения лабораторные образцы опытной флуоресцентной эмали и обычной серийной оранжевой эмали, широко применяющейся дорожниками. К сожалению, фотография не дает точной передачи цветов, и особенно это касается флуоресцентных красок, но соотношение яркостей одной и другой эмали можно оценить даже по этому фото.

Рис. 1

Слева: флуоресцентная эмаль АК­503 «Колор М».

Координаты цветности:  x ­ 0.5150,  y ­ 0.4020.

Справа: серийная эмаль АК­503 «Колор М».

Координаты цветности:  x ­ 0.5310, y ­ 0.3965.

Но, говоря о временной флуоресцентной разметке, не стоит забывать о том, что
новая редакция ГОСТ Р 51256­2018 «Разметка дорожная» расширяет применение цветной разметки, и в первую очередь желтого цвета. Теперь в желтом цвете может выполняться продольная разметка линии 1.3, 1.5, 1.6, 1.9, 1.11 (т.е. в т.ч. и разделительные, и осевые линии). И идеальным случаем применения желтых флуоресцентных красок является их использование в качестве желтого заполнения на пешеходных переходах (линии 1.14.1).

Достоинством желтой разметки является то, что она гораздо лучше видна на цементобетонном покрытии и в зимнее время на заснеженной дороге. Но из­за более низкого, чем у белой разметки, коэффициента яркости она обладает худшей видимостью в ночное время в отраженном свете автомобильных фар. Избавить желтую разметку от этого недостатка помогут флуоресцентные разметочные материалы.

По предварительным оценкам, себестоимость флуоресцентной краски выше себестоимости обычной акриловой эмали на те же 35%. Но здесь надо иметь в виду, что сравниваются себестоимость серийного выпуска обычной эмали и себестоимость изготовления опытной партии флуоресцентной эмали. При серийном выпуске эта разница будет несколько ниже.

Если «вульгарно» применить к оценке этих материалов параметр «соотношение цена­качество», то видно, что он остается неизменным. Фактически же мы имеем реальное улучшение светотехнических параметров качества эмали. А значит, можно быть уверенным, что применение флуоресцентных эмалей повысит и безопасность при движении по временной разметке.

Собственно говоря, в этом нет ничего необычного. Флуоресцентные краски давно применяются в производственных и складских помещениях для нанесения предупредительных, информационных знаков и сигнальной разметки. А временная дорожная, по существу, и является такой сигнальной разметкой, предупреждающей водителя, что схема движения изменена.

Вот только наносить эту сигнальную разметку на автомобильных дорогах мы продолжаем по старинке.

AiS3(153)2019

 
 
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Закрыть

У нас новый сайт!

Вся актуальная информация на новом сайте!

sectormedia.ru

Перейти