Главная | Архитектура и строительство | Статьи | История | История ПДД. О дорожных новаторствах Юлия Цезаря, первых светофорах и появлении современных правил уличного движения

История

История ПДД. О дорожных новаторствах Юлия Цезаря, первых светофорах и появлении современных правил уличного движения

ais3153vn_44

ais3153vn_45

ais3153vn_46

История ПДД

О дорожных новаторствах Юлия Цезаря, первых светофорах и появлении современных правил уличного движения

Богачам закон не писан

Необходимость в правилах дорожного движения возникла задолго до появления автомобилей. Первые попытки упорядочить движение на дорогах были предприняты еще в Древнем Риме. Именно Юлий Цезарь в 50-х годах до н.э. впервые ввел на нескольких улицах города одностороннее движение. От восхода солнца и примерно за два часа до заката (время окончания рабочего дня) проезд частных повозок и колесниц был запрещен. Люди, посещающие Рим, должны были передвигаться пешком или на паланкине (носилки на длинных шестах), а транспорт парковать за границей города.

Уже в то время существовала служба надзора, следившая за соблюдением этих правил. Она состояла в основном из бывших пожарных. Сотрудники службы не должны были допускать конфликтных ситуаций среди владельцев транспортных средств.  Перекрестки не регулировались, а вельможи высылали вперед скороходов, которые освобождали улицы и обеспечивали им свободный проезд.

Однако затея Юлия Цезаря по созданию первых ПДД не дала результатов, как и последующие попытки, предпринятые в средние века. Законы не работали, потому что состоятельные граждане были выше любых правил, и преимущество проезда всегда оставалось у знати.

Неудачный старт

Начало современных Правил дорожного движения положено 10 декабря 1868 года в Лондоне. В этот день перед Парламентом на площади появился первый железнодорожный семафор в виде цветного диска с механическим управлением. Изобрел его Дж. П. Найт – известный в то время специалист в данной области.

Устройство состояло из двух семафорных крыльев, и в зависимости от положения крыльев обозначался соответствующий сигнал:

  • Горизонтальное положение – движение запрещено.
  • Положение под углом 45 градусов – движение разрешено, но с соблюдением мер предосторожности.

В темное время суток использовался газовый фонарь, сигнализирующий красным и зеленым цветом. Управлял светофором слуга в ливрее.

Техническая реализация семафора оказалась не столь удачной. Цепь механизма для подъема и опускания стрел была настолько шумной, что сильно пугала лошадей, что осложняло управление для кучера. Менее чем через месяц семафор взорвался, в результате чего был ранен полицейский. После столь громкого провала прибор решили не восстанавливать.

Первые правила в России: 12 верст в час

Постепенно на смену повозкам стали приходить первые автомобили, и потребность в организации дорожного движения значительно выросла.

В России первые ПДД были составлены и утверждены в сентябре 1896 года министром путей сообщения князем М. И. Хилковым и одобрены Думой Санкт-Петербурга. Ограничивался вес автомобилей с грузом до 250 пудов, вводилось обязательное медицинское освидетельствование, ежегодный техосмотр машины и регистрация с выдачей номерных знаков. Авто должны были быть оборудованы фонарями (прародителями нынешних фар) и сигналами – рожками. Вождение автомобилем разрешалось с 17 лет, а омнибусом – с 21 года. Ограничение скорости по городским улицам, принятое тогдашними правилами, составляло – внимание! – 12 верст в час.

От Парижа – к Москве

В 1908 году в мире появились первые жезлы для ручного регулирования движения по перекресткам. Первыми дорожными знаками можно считать таблички с указанием движения к населенному пункту.

В 1909 году в Париже на всемирной конференции было принято решение создать единые европейские Правила дорожного движения, так как число автомобилей продолжало расти, а скоростной режим и интенсивность движения по городским улицам увеличивались.

Следующим шагом развития организации дорожного движения стало принятие «Конвенции о введении единообразия в сигнализацию на дорогах» на конференции в Женеве в 1931 году. Участником этой конференции был также и Советский Союз.

Первая официальная публикация Правил дорожного движения в СССР состоялась в 1920 году. Документ имел название «Об автодвижении по г. Москве и ее окрестностям». Этот документ уже подробно описывал многие немаловажные вопросы. Появились водительские удостоверения на право вождения, обозначена максимальная скорость движения. В 1940 году выпущены общие ПДД для всего Союза, которые редактировались для каждого города.

Единые общие Правила дорожного движения, действующие на всей территории СССР, были введены в 1961 году – «Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР».

Самая важная дата в истории Правил дорожного движения – 8 ноября 1968 года. В этот день в Вене была принята «Конвенция о дорожном движении». Документ был подписан представителями 68 стран мира и является действующим по настоящее время.

К 1973 году Правила дорожного движения СССР были написаны в соответствии с Венской конвенцией. С течением времени и соответствующими изменениями на дорогах, постоянным ростом транспорта, технологического развития дорожных сетей в Правила дорожного движения постоянно вводятся корректировки и дополнения.

«Эволюция» светофора

• В 1910 году в Чикаго (США) был запатентован первый автоматизированный светофор Эрнста Сиррина. В отличие от британского варианта этот не подсвечивался, поскольку состоял из табличек с надписями: Stop и Proceed. Главным его новшеством была автономность прибора: для его работы наличие контролирующего человека было необязательно.

• Через два года в США появился еще более революционный вид рассматриваемого прибора – электрический. Он был изобретен Лестером Вайром и уже мог светиться двумя цветами: красным и зеленым.

• Еще через два года все в тех же Соединенных Штатах был введен в эксплуатацию новый вариант рассматриваемого аппарата, запатентованный Джеймсом Хогом. В отличие от приспособления Вайра этот способен был еще издавать резкий звук. Несмотря на то что прибор Хога был наиболее удачным на то время, американские изобретатели продолжали работу над его усовершенствованием.

• В 1920 году Уильям Поттс и Джон Ф. Харрис впервые в мире предложили использовать не два, а три цвета. Первый светофор такой конструкции появился на дорогах Детройта в то же время. Спустя два года французы и немцы последовали примеру своих коллег за океаном и поставили в Париже и Гамбурге первые трехцветные приборы для регулировки движения автомобилей. Через пять лет, в 1927 году, изобретение Поттса и Харриса стало широко применяться и в Великобритании.

А в России?

В Российской империи во все времена одной из главных проблем были дороги. С приходом советской власти ситуация лучше не стала. Поэтому пока весь остальной мир экспериментировал с правилами движения и разнообразными приборами для их регулировки, советским людям предстояло сначала построить нормальные дороги. Тем более что после революции 1917 г. и Гражданской войны в новообразованном молодом государстве и без того было немало проблем. Однако уже к 1930 г. правительство СССР решило попробовать внедрить у себя американское нововведение. Столица страны была чрезмерно перегружена, и проводить в ней подобные эксперименты было неудобно – ведь для установки светофора нужно было остановить движение, что власти на то время не могли себе позволить. Поэтому первый в России светофор был установлен 15 января1930 г. в Санкт-Петербурге (тогда Ленинграде) на пересечении проспектов Невского и Литейного (тогда именовались 25 Октября и Володарского). На протяжении года работы это заморское чудо отлично себя проявило и к концу декабря появилось, наконец, в Москве  – на углу Петровки и Кузнецкого моста.

После того как в столице СССР был установлен первый светофор, еще три года государство рассматривало вопрос о необходимости таких аппаратов и в других населенных пунктах. Первым городом (после двух столиц России), в котором установили подобные аппараты, стал Ростов-на-Дону. На территории Украинской ССР первый светофор появился в Харькове в 1936 г. В будущие годы такие приборы начали работать и в других крупных городах страны.

Несмотря на заимствование американской конструкции данного аппарата, советские инженеры некоторое время экспериментировали с его цветовой гаммой. Изначально вместо зеленого цвета применялся синий. Кроме того, цвета были расположены в обратно порядке: сверху синий, снизу – красный. В чем причина таких изменений? Точной информации нет. Возможно, власти СССР не хотели проблем с законом, ведь долгое время трехцветный электрический светофор был запатентован американцами и за использование этой модели нужно было платить. А когда в 1959 г. большинство стран мира (включая Советский Союз) присоединились к Международной конвенции о дорожном движении, то трехцветный светофор с красным, желтым и зеленым цветами стал общепринятым и перестал быть собственностью Поттса и Харриса.

AiS3(153)2019

 
 
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер