Главная | Архитектура и строительство | Статьи | Архитектура и проектирование | Открытое письмо всем практикующим архитекторам

Архитектура и проектирование

Открытое письмо всем практикующим архитекторам

Михаил Проскурнин, председатель правления Уральской палаты архитекторов

AiS6_134_vnutr48aОткрытое письмо всем практикующим архитекторам

Это письмо написано мною под влиянием многочисленных встреч­бесед с коллегами, на которых большинством моих собеседников высказывалось явное (почти агрессивное) непонимание того, зачем необходимо создание Национальной Палаты архитекторов как органа, призванного обеспечить проведение профессиональной аттестации магистров от архитектуры и присвоения им квалификации «АРХИТЕКТОР». Обращаюсь ко всем практикующим архитекторам (и не практикующим тоже) внимательно и без излишних эмоций прочитать это письмо и попытаться понять одобренный Съездами и Пленумами Союза архитекторов России вектор движения и развития профессии. Этот путь уже давно и успешно прошли архитекторы стран Европы и мира. Итак…

Начнём с того, что мы (Россия) приняли Болонскую декларацию в сфере образования, а это значит, что мы сегодня в архитектурных вузах не присваиваем квалификацию «архитектор»,  а пишем в дипломе – «магистр (или бакалавр) по направлению архитектура». Но, несмотря на это, все мы по­прежнему продолжаем считать, что если студент окончил институт и получил диплом, то на этом его образование закончилось. Хотя это не так. В Европе, откуда к нам пришла Болонская декларация, для тех, кто желает получить после магистратуры (окончания ВУЗа) квалификацию архитектора, образование продолжается. Эти выпускники (магистры) должны поработать под руководством квалифицированного архитектора несколько лет (в разных странах по­разному) и только тогда специальная комиссия может присвоить им квалификацию «архитектор».
У нас в России так получают квалификацию, пожалуй, только врачи, проходящие ординатуру. Приняв Болонскую декларацию (сказав «А»), надо бы сказать и «Б», то есть производить дальнейшую квалификационную оценку специалистов, как это делается в Европе. Для престижа и сохранения профессии совершенно необходимо поступать точно так же. Иначе скоро у нас останутся только магистры и бакалавры «по направлению архитектура», а архитекторов в России не будет! Архитектурный рынок в России будет представлен лишь зарубежными квалифицированными архитекторами. В ВТО, куда мы вступили, магистры и бакалавры от архитектуры – это ещё совсем не архитекторы! Поэтому совершенно очевидно, что для тех, кто стремится полностью овладеть профессией, необходимо проводить указанную квалификационную оценку (после их отработки под руководством мастера) для присвоения им квалификации «АРХИТЕКТОР». Предлагаемая система не является формой выдачи допуска. Она восполняет недостающее звено в системе образования архитекторов при помощи процедуры обретения статуса (звания) «архитектор». Проблема с введением процедуры профессиональной аттестации в нашей стране давно созрела, и это не раз подчеркивала ответственный секретарь Экспертного совета по градостроительной деятельности  при Комитете Госдумы по земельным отношениям и строительству
С.С. Бачурина. Мы в этом отстали не только от стран Европы, но и от бывших советских республик – Белоруссии, Армении и Казахстана.

Далее встаёт один из главных вопросов – какая специальная комиссия будет проводить аттестацию и присваивать квалификацию? Кто она – эта комиссия? От имени кого она будет выдавать квалификационный аттестат? В Европе существует две модели таких комиссий.

Англо­саксонская модель – квалификационную оценку специалиста после двухгодичной практической работы у мастера проводит государственная комиссия и от имени государства выдаёт соответствующий квалификационный документ государственного образца. Назначается эта комиссия уполномоченным государственным органом. Всё это весьма похоже на государственное лицензирование физических лиц. У нас это было в конце 90­ых, когда архитекторам (физическим лицам) выдавались персональные лицензии, но, как видим, этот порядок не прижился на российской почве.

Другая модель – континентальная. При этой модели квалификационная оценка специалистов на основании законодательства и стандарта профессии производится самим профессиональным сообществом – Палатой архитекторов. Это напоминает существующее сегодня  саморегулирование, но кардинально отличается тем, что наши СРО сейчас работают с юридическими лицами, а Палата будет работать с физическими лицами, то есть с архитекторами – непосредственными носителями знаний, опыта, талантов и вдохновения. При такой модели отсутствует какая­либо зависимость от государственных структур, от чиновников, живущих в этих структурах, от их «настроения» и произвола. Уже квалифицированные архитекторы, избранные в квалификационную комиссию, сами решают (конечно, придерживаясь существующего законодательства и стандарта профессиональной деятельности) кому выдать такой квалификационный аттестат, то есть присвоить квалификацию (или звание) архитектора, способного и получающего при этом право на самостоятельную деятельность. Архитектурное сообщество России на своих Съездах, Пленумах и разного рода форумах довольно длительное время, начиная почти с 2000 года,  обсуждало эти вопросы по аттестации архитекторов и выработало единое мнение, что данная модель наиболее перспективна и приемлема на территории России. Кому, как не самим профессионалам, оценивать своих коллег.

На первый взгляд кажется, что профессиональная организация, способная проводить квалификационную аттестацию, у нас уже существует. Это Союз архитекторов России. И как бы незачем организовывать Палату. Но всё дело в том, что СА России существует в форме общественной организации, которая по закону не может быть наделена правом регулирования профессиональной деятельности. А также в этой правовой форме по Гражданскому кодексу не может быть обязательного членства. Именно поэтому и была создана Национальная Палата архитекторов (НПА) в форме некоммерческого партнёрства, как того требует сегодняшнее законодательство. Палата архитекторов – это не очередное СРО! Это организация, объединяющая аттестованных архитекторов и внедряющая стандарты профессиональной деятельности.   Многих архитекторов, конечно, не устраивало то, что в России параллельно Союзу архитекторов появилась другая профессиональная организация архитекторов. Это походило на какое­то раздвоение, напоминающее даже раскол сообщества. Кстати говоря, такая ситуация раздвоенности произошла в некоторых странах восточной Европы, и это весьма негативно отразилось на положении их Союзов архитекторов.

Поэтому на совместном заседании членов Центрального Правления СА России и членов Правления НПА 4 октября текущего года почти единогласно (при одном воздержавшемся) было принято весьма логичное решение: в целях сохранения единства в рядах архитектурного сообщества и обеспечения аттестационного процесса реорганизовать Общероссийскую общественную организацию «Союз архитекторов России»  в  Ассоциацию (союз) юридических лиц – профессиональных объединений архитекторов и физических лиц – архитекторов с тем же историческим наименованием «Союз архитекторов России». В эту Ассоциацию, как равноправный член, войдёт и НПА. В настоящее время такая форма Гражданским Кодексом разрешена. При этом Ассоциация оставит при себе все цели, задачи и функции бывшего СА России и приобретёт новые функции, основная из которых – это право проведения квалификационной аттестации архитекторов. СА России в форме такой Ассоциации будет иметь как бы две ветви деятельности: общественную, присущую нынешнему Союзу, и профессиональную, касающуюся практической работы архитекторов.

В заключение необходимо сказать, что для закрепления статуса квалификационного аттестата, который будет давать право самостоятельной работы архитектору, Национальной Палатой архитекторов разработан законопроект о внесении изменений в ФЗ «Об архитектурной деятельности». Этот законопроект содержит следующее:

– введено новое понятие «аттестация архитектора»;

– предложено подготовку архитектурных проектов уникальных и общественно­значимых объектов осуществлять на конкурсной основе, при этом порядок подготовки и проведения архитектурных конкурсов утверждается НПА и СА России, конкурсная комиссия должна состоять не менее чем на 50% из аттестованных архитекторов;

– предусмотрено, что право на осуществление самостоятельной архитектурной деятельности имеют лица, получившие высшее архитектурное образование в России, прошедшие курс практической подготовки в порядке, определённом НПА, и прошедшие аттестацию;

– предусмотрено также, что лица, не имеющие квалификационного аттестата архитектора, вправе осуществлять архитектурную деятельность под руководством аттестованного архитектора, а также участвовать в архитектурных конкурсах, если условиями конкурсов не установлено иное;

– введена новая глава «Статус аттестованного архитектора», куда вошли статьи об аттестации, о приобретении, приостановлении и прекращении статуса аттестованного архитектора, а также о реестре архитекторов;

– определены права аттестованного архитектора;

– определены функции и полномочия НПА, а также стандарты архитектурной деятельности;

– введены статьи о квалификационных комиссиях.

В настоящее время, по информации Президента НПА А.В. Бокова, законопроект одобрен Минстроем РФ и Комитетом по образованию, науке и культуре Совета Федерации, а также заместителем Председателя Совета Федерации А.М. Чернецким и в ближайшее время будет передан в Госдуму для принятия.

По возникшим вопросам обращаться в дирекциюAiS6_134_vnutr48

Уральской Палаты архитекторов:

620075, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, д. 22, оф. 408

Тел./факс: (343)371­21­30

Е­mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

АиС№6(134) 2015 г.

 

 
 
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер