Главная | Архитектура и строительство | Статьи | Архитектура и проектирование | ООО «Горпроект». Архитектура современных школьных зданий как актуальная проблема проектирования

Архитектура и проектирование

ООО «Горпроект». Архитектура современных школьных зданий как актуальная проблема проектирования

Р. В. ВОРОБЬЁВ, главный архитектор ООО «Горпроект»

В послании Федеральному собранию от 3 декабря 2015 года Президент РФ Владимир Путин подчеркнул, что сохранение нации, образование и воспитание детей, всемерное содействие раскрытию их способностей и талантов – это долгосрочная повестка работы правительства, которая не зависит ни от предвыборных кампаний, ни от сиюминутной конъюнктуры. Президент также заявил, что необходимо принять все возможные меры, чтобы ученики всех российских школ имели возможность заниматься любыми видами творчества, получать качественное образование, любимую профессию и реализовывать свой потенциал. Глава российского государства особо отметил, что всем нашим детям должны быть предоставлены равные условия для старта в большую жизнь, независимо от того, каков уровень доходов их родителей и где они проживают.

AiS_1135_12aПо данным статистики, в нашей стране в последние годы постоянно растёт количество школьников. Скоро их станет больше ещё на 3 500 000. Но улучшающаяся демография,  увеличение числа учеников в России не будут сказываться негативным образом на уровне знаний, которые даёт отечественная система образования. Для этого правительство выделит не менее 50 миллиардов рублей на строительство новых школ и реконструкцию, ремонт старых зданий. Программа рассчитана на 10 лет и вступает в силу с 2016 года.

В составе отдельного микрорайона могут размещаться одно – трёхкомплектные школы: основная школа на 9 классов (225 учащихся), на 18 классов (450 учащихся), средняя полная школа на 11 классов (275 учащихся), на 22 класса (550 учащихся) и на 33 класса (825 учащихся). Последняя может размещаться и в жилом районе города. Радиус пешеходной доступности средних учебных заведений нормируется по СНиП 2.07.01-89* и зависит от климатической зоны, категории обучающихся и расположения – в городе или селе. В среднем он составляет 0,3-0,5 км.

Школы являются самыми крупными общественными объектами в микрорайоне. Вместимость школьного здания определяется количеством параллельных классов. Строительный объём подобных зданий составляет в среднем более 30000 м3, что намного превышает объёмы других объектов общественного назначения в микрорайоне. Значительные размеры здания школы, его объёмно-пространственная композиция во многом формируют архитектуру окружающей застройки. Школа является своеобразным композиционным центром и объединяет вокруг себя остальные здания. В последние годы получили распространение новые типы зданий, объединяющих школу с детским дошкольным учреждением, центром досуга, клубными и другими помещениями. Весьма актуальны такие комплексы для районов Крайнего Севера.

Высота современных школьных зданий принимается с учётом численности учащихся и степени огнестойкости: от одного до трёх этажей, возможно строительство 4-этажных школ, но с существенными ограничениями – I, II степени огнестойкости, при этом на 4-ом этаже нельзя размещать первые классы, а остальных учебных помещений должно быть не более 25%.

AiS_1135_12b

В основном проектируются школы блочной структуры, которая позволяет предусмотреть гардеробные и выходы на участок для отдельных возрастных групп. Это обеспечивает максимальное использование пришкольной территории для пребывания детей на свежем воздухе во время перемен. Но современные школьные здания, сохраняя традиционные принципы размещения групп и кабинетов, отличаются большим разнообразием и архитектурной выразительностью в отличие от типовой застройки конца прошлого столетия.

Основными группами помещений общеобразовательной школы являются учебные и общешкольные. В ряде случаев этот перечень может быть дополнен. Например, в школах-интернатах, в школах продлённого дня (с длительным или круглосуточным пребыванием учащихся) предусмат-ривается группа спальных помещений.

Группа учебных помещений включает: учебные классы по основам наук с соответствующими учебными кабинетами и лабораториями, специализированные кабинеты, помещения по трудовому обучению и профессиональной ориентации, библиотеку – информационный центр, рекреации, кабинеты школьной администрации, медицинские помещения, вестибюль с гардеробом.

AiS_1135_14

Если рассматривать динамику изменения школьной программы в целом, то можно заметить появление таких предметов, как информатика, прикладная физика, ряда инженерных и филологических дисциплин. Школьное образование становится более разнонаправленным, что непосредственно отражается на внешнем виде и внутреннем устройстве школ. Также делается упор на комфорт и правильное психологическое развитие учеников. В кабинетах должно быть максимально удобно, рекреации и пришкольная территория призваны обеспечивать активный и безопасный отдых.

Для этого увеличивается количество дневного света, проникающего в аудитории и коридоры, совершенствуются связи между различными группами кабинетов, разрабатываются оптимальные решения пришкольных участков. Школа закладывает фундамент формирующейся личности и восприятия окружающего мира, поэтому стоит уделять внимание эстетичности как здания, так и окружающей его территории.

AiS_1135_14aЗдания общеобразовательных школ размещаются на обособленных земельных участках, которые рассматриваются как неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса. Участок разбивается на функциональные зоны: физкультурно-спортивную,  отдыха, учебно-опытную, хозяйственную.

В каждой зоне размещаются открытые площадки, оборудованные в соответствии с видом деятельности. Рекомендуется физкультурно-спортивную зону располагать вблизи блока общешкольных помещений, учебно-опытную – вблизи хозяйственной, которая должна иметь непосредственную связь с помещениями столовой; площадки отдыха размещаются вблизи учебных блоков, в соответствии с дифференциацией
детей по возрасту.

В настоящее время проектный институт ООО «Горпроект» разрабатывает  проект общеобразовательной школы на 550 мест на основе технологической схемы, отвечающей всем современным нормам. Здание имеет три надземных этажа и Г-образную форму в плане. Сама структура и пространственное решение позволяют использовать данные разработки для проектирования школ другой вместимости.

Понимая актуальность проблемы нехватки общеобразовательных учреждений, специалисты ООО «Горпроект» изучили данный вопрос с точки зрения современных требований к учреждениям образования и нормативных строительных документов и приступили к разработке зданий общеобразовательных учреждений.

AiS_1135_13

АиС№1(135) 2016 г.

 

 
 
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер