Главная | Архитектура и строительство | Статьи | Архитектура и проектирование | Архитектура кино

Архитектура и проектирование

Архитектура кино

AiS_2136_2016_52

AiS_2136_2016_53

Архитектура кино

2016 год объявлен в России годом кинематографа. Мы не могли обойти тему архитектуры в кино – очень специфического взаимодействия двух высоких искусств. Здесь возникает своего рода философский вопрос – а насколько реалистично поднимать тему архитектуры в кино? Ведь за исключением тех кинофильмов, где золотоискатели ищут своё счастье на заполярной территории или Ди Каприо разрываетпасть свирепому медведю и т.д. и т.п., все остальное существует в пределах искусственных пространств, города или села, то есть архитектуры. Плохой ли, хорошей ли – уже не имеет значения. И даже обитаемый космический корабль вполне может считаться объектом промышленного зодчества.

На самом деле в подавляющем количестве случаев архитектура выступает лишь фоном, декорацией к основному действию. Будь то ковбойское ранчо, небоскрёбы Нью-Йорка, трущобы Бангкока или дома-колодцы Петербурга.

Фильмов, где архитектура становится заметным средством художественной и идейной выразительности, помогает сценаристу и режиссёру создать нужную атмосферу, где на архитектуре ставится отдельный акцент, звучит самостоятельная архитектурная мелодия, не так много.

Да, есть ещё фильмы, где главный герой – архитектор. Например, «Клик», в котором самой архитектуры как таковой нет. И герой с таким же успехом мог быть страховым агентом, шеф-поваром, биржевым маклером.

Из наиболее свежих кинотворений первым на ум приходит американский «Город будущего», где город искусств и науки архитектора Сантьяго Калатравы в Валенсии сыграл фактически главную роль. По словам продюсера фильма Джеффри Чернова, культурный комплекс Калатравы стал готовой и идеальной декорацией для съёмок фантастического блокбастера:

«Архитектура Калатравы – феноменальная, изобретательная и захватывающая. Она очень напоминает скелет, словно вы смотрите на позвонки динозавра или доисторической рыбы. Вы гуляете здесь, и вам не хочется уходить отсюда.

Здесь оказалась та самая атмосфера, которую мы искали для съёмок Tomorrowland. Архитектура очень нетрадиционна, основана на природных формах, но в то же время абстрактна».

Актёр Джордж Клуни, сыгравший в фильме главную роль, тоже похвалил творчество архитектора: «Воображение архитектора порождает великий вариант оптимистической жизни, куда ты легко входишь. «Я хочу построить вот так» – и планы архитектора воплощаются. Я никогда не видел подобного – это просто безумные здания! Надо быть большим мечтателем, чтобы построить всё это».

Напомним, что строительство Города искусств и науки началось на мелиорированных землях в бывшем порту Валенсии (родном городе Калатравы) в июле 1996 года. Комплекс был полностью открыт для публики в октябре 2005 года. Однако, по общему мнению обозревателей и искусствоведов, первым фильмом, где архитектура стала выразителем заложенной идеи – фантастический фильм Фрица Ланга «Метрополис» (1927 г.).

Основная затея – показать, что весь мир – это пространство борьбы классов за гегемонию и средства производства.

«Метрополис» – трёхуровневый город, где на среднем уровне машины обес-печивают жизнедеятельность города и общества. Работу самих машин обслуживают рабочие, живущие на нижнем уровне. Наверху живёт освобождённая
от труда (благодаря машинам и рабочим) буржуазия.

Каждый уровень имеет свой неповторимый архитектурный облик. Верхний город стремится к арт-деко, нарочито богатому декору, тогда как внизу мы можем наблюдать дегуманизирующее, гомогенизирующее жильё, унификацию и жёсткий функционализм на грани минимализма, отражающий забитость и угнетённость рабочих масс.

Как бы ни парадоксально прозвучало, но среди кинематографических шедевров стоит упомянуть сериал про бельгийского детектива Эркюля Пуаро, снятый по мотивам книг Агаты Кристи. Несмотря на все уголовные и интеллектуальные хитросплетения сюжетов, режиссёры сериала порою акцентируют внимание зрителя на концептуальных объектах эпохи 20 – 30 годов прошлого века – это могут быть конструктивистские формы современной фабрики или многоэтажный жилой дом в стиле арт-деко. Эти архитектурные «маркеры» усиливают нарочитую старомодность сыщика.

Французское кино режиссёра Жака Тати «Время развлечений» 1967 года, пожалуй, наиболее выразительное произведение с точки зрения тандема «человек-город», «человек-архитектура».

Для фильма был построен фактически целый город, символизирующий современный Париж конца 60-х. Как отмечают эксперты, стилистически – это торжество функционализма, «интернационального стиля», здания-близнецы, призмы разных пропорций; на деле – гигантские макеты-стены, расставленные вдоль улиц Тативиля: « ...Тати переводит разговор о городе с языка имитации форм и стилей на язык ощущений. Цвет, звук, касание, запах – с их помощью Тати строит всепроникающую среду «ультрасовременного» города. На первый взгляд, это идеально стерильное пространство, в котором доминирующие цвета – серый, стальной. Настолько, что в некоторые моменты фильм можно даже принять за черно-белый. Стекло, металл, синтетика, пластик окружают героев везде: в аэропорту, офисном здании, на выставке бытовой техники и мебели, в многоквартирном доме, модном кафе».

При этом модный город не так уж прост, в нём много ловушек, игр, абсурдных ситуаций. Стёкла – это идеальный материал для шуток: герои не понимают, куда бежать в отражённом пространстве, не замечают стеклянную дверь и разбивают её лбом. Рёв машин, стук каблуков, звон лифтов, хлопки дверей, треск неона постоянно заглушают разговоры героев. Настоящие отношения людей с собой и другими оказываются растворены в этом шуме, свете и стекле. Кстати, как и настоящие достопримечательности: Триумфальная арка мелькает в створке открывающейся двери, Эйфелева башня едва виднеется на горизонте, мимолётные встречи не перерастают в романы, а старых друзей уносит река автомобилей.

Эпические остатки архитектуры немецкого фашизма в Берлине послужили основой для съемок киносаги о тоталитарном обществе – «Эквилибриум» (2002 год).

Являясь важным элементом художественного мира в «Эквилибриуме», она усиливает гнетущий эффект от созданного в кино общества и человеческой драмы в стиле Джорджа Оруэла.

Большая часть съёмок прошла в Берлине: для создания атмосферы использовались сооружения в Восточной Германии и то, что осталось от фашистской архитектуры времён Адольфа Гитлера – большого любителя масштабной архитектуры, тяготеющей к античной классике. В строгих формах заложено послание зрителю: государство – это доминирующая сила во всех аспектах общественной и личной жизни.

Не менее мрачное, но большое впечатление вызывает цифровой или параметрический стиль архитектуры, реализованный в фантастическом фильме «Трон: наследие» (2010 год). Как отмечают эксперты, цифровая архитектура – это не столько архитектурный стиль, сколько определённая техника работы. Она даёт возможность брать элементы и детали, которыми мыслят архитекторы при создании своих проектов, и изготавливать из них цифровую модель.

Эстетика «Трона» с его плавными, гармоничными формами и чистыми плоскостями визуально напоминает реальные объекты, выполненные с помощью параметрической архитектуры.

(Продолжение следует...)

Дмитрий ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ

АиС№2 (136) 2016 г.

 

 

 
 
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер