Главная | Архитектура и строительство | Статьи | Архитектура и проектирование | Тенденции развития промышленной архитектуры

Архитектура и проектирование

Тенденции развития промышленной архитектуры

О. А. ШИПИЦЫНА, профессор, канд. архитектуры, УралГАХА, Екатеринбург
П. БОБКОВА, магистрант УралГАХА


UralGAHA1UralGAHA3

Промышленная архитектура – это один из наиболее интересных аспектов архитектуры индустриального и постиндустриального общества, так как он наиболее полно иллюстрирует не только тенденции архитектуры, но и процесс развития технологий, механизмов и инноваций в целом.
Тем не менее промышленные объекты со своей ярко выраженной утилитарностью всегда находились как бы на втором плане, занимая в архитектурной иерархии нижние позиции. Однако сейчас промышленная архитектура является одной из наиболее развивающихся и интересных областей архитектуры, что связано, в первую очередь, с инновационным развитием самой промышленности и её местом в пространстве.
В 21 веке необходимо избавляться от стереотипа утилитарности функций промышленных объектов и искать такую форму архитектурной выразительности, которая бы обеспечивала визуальную связь и гармоничность промышленной застройки с жилой, а также не теряла бы при этом смыслового функционального назначения.
В исторической ретроспективе у промышленной архитектуры прослеживаются закономерности, которые позволяют определить тенденции её развития на современном этапе (по Бархину М. Г.).
Первая тенденция – неуклонная и последовательная поляризация промышленной архитектуры, разделение её на объекты, зависящие в своём формообразовании и структурно-пространственной организации от технических составляющих производства, и объекты, ориентированные прежде всего на человека.
Вторая тенденция связана с первой и продолжает её – поляризация объектов промышленной архитектуры по своей пространственно-планировочной структуре на простые и сверхсложные. Обе тенденции обосновывают возможность участия архитектора не во всём промышленном строительстве, а только в части его, что потребует реорганизации профессиональной проектной практики.
Третья тенденция – тотальная унификация производственного пространства.
Отсутствие приоритетности в распространении типов, допускаемость всех форм можно определить как следующую, четвертую, тенденцию.
И пятая – интегративность и полифункциональность её объектов. Впрочем, стремление к планировочной и пространственной «изоляции», дистанцированию от окружающей среды было качеством, изначально присущим промышленным объектам.
Проследив общую историю развития промышленной архитектуры, можно смело сказать, что на данный момент промышленная архитектура Урала и Сибири, как и мировая архитектура, имеет несколько путей развития.
Первый путь – максимальное усложнение архитектуры с технической точки зрения. В данном случае архитектура становится не просто фоном, а главной фигурой в промышленном процессе, она принимает на себя многие технические функции, становится показателем прогресса и станет абсолютно «живой». И, несмотря на то, что архитекторы всего мира выдвигают на передовые позиции идеи о «живой» архитектуре, развивая направление бионической и зелёной архитектуры, они совершенно забывают о том, что «живая» архитектура не только должна быть построена в соответствии с законами формообразования, отвечать экологическим требованиям, она должна в корне поменять свою структуру, стать движущейся, динамичной. Применение динамической и движущейся архитектуры особенно актуально в сфере промышленной архитектуры, так как она как ничто другое может стать индикатором прогресса и развития технологий.
Такая архитектура может размещаться в городской застройке как точечно, так и образуя промышленные районы или технопарки. Стилистически она также сможет органично вписываться в застройку, перенимая любой из архитектурных стилей. Чаще всего такие здания становятся многоэтажными универсальными комплексами с применением новейших материалов и систем.
Данный путь развития наиболее футуристичен и интересен, но на Урале и в Сибири он вряд ли будет уместен. Во-первых, это связано с финансовой стороной вопроса, такая архитектура потребует значительных инвестиций не только на этапе строительства, но и для её обслуживания. Во-вторых, погодные условия Урала и Сибири с минимальным количеством солнечных дней в году, обильными снегопадами и продолжительными дождями могут поставить под угрозу функционирование всех конструктивных систем, обеспечивающих подвижность здания, а также применение таких вещей, как солнечные батареи, может оказаться неэффективным.
Второй путь – максимальная унификация и типизация архитектуры. По сути, это то, что закономерно развивалось все эти годы, но в данном случае при полифункционализации архитектурных пространств должно произойти видоизменение экстерьеров и общего внешнего облика зданий. На смену серой и безликой архитектуре должен прийти рафинированный функционализм с примесью хай-тека. В таком случае промышленные территории станут лишь фоном для оборудования и механизмов.
Такие промышленные объекты также идут по пути гармонизации с окружающей средой, но их размещение наиболее актуально не в городской среде, а за городом, где они смогут вписаться в ландшафт и перерасти в масштабные промышленные комплексы. Максимальная соподчинённость с рельефом и окружающей средой предполагает использование функционализма как основного стилевого направления. Функционализм крайне затруднительно на внешнем уровне синтезировать с другими направлениями, так как его структура слишком неподвижна. Синтез возможен лишь на внутреннем, планировочном уровне, а основная задача заключается в показе возможности совмещать стили на уровне архитектурно-пространственного решения. При таком варианте развития архитектуры строительные материалы должны быть не просто современными, а, в первую очередь, экологичными и безвредными.
Данный путь развития промышленный архитектуры наиболее актуален для Урала в связи с тем, что он наиболее экономически выгоден и технологически прост. Ведь опасность и экономическая неэффективность избыточных теплопотерь и ухудшения микроклимата помещений первого этажа здания требуют отказа от установки зданий на отдельные опоры (сваи) и высотного строительства, необходимо устройство тёплого подполья или подвалов. Сильные теплопотери здания через протяжённые окна, диктуют значительное уменьшение проёмности наружных стен, переход к замк-нутой архитектурной форме окон, а иногда к устройству верхнего света.
Ещё одним вариантом будущего промышленной архитектуры Урала могут стать получающие всё большее распространение индустриальные парки. Индустриальный парк представляет собой промышленную площадку с уникальными зданиями и сооружениями.
Для Урала и Сибири промышленные парки актуальны ещё и потому, что большая часть заводов и промсооружений уже сформирована в промышленные районы и требует охраны и реставрации. Создание индустриальных парков поможет сохранить уникальные промышленные сооружения, их стилевые и конструктивные особенности. Однако такой вариант развития исключает строительство на данной территории новых объектов и, скорее всего, не может быть единственным. Идеальным было бы развитие индустриальных парков-памятников в гармонии с развитием современных промышленных объектов.

Список литературы:
1. БАРХИН М.Г. Динамизм архитектуры / М.Г. Бархин. – М.: Наука, 1991. – 192 с.
2. ВЕРШИНИН В.И. Эволюция промышленной архитектуры: учебн. пособие/
В.И. Вершинин. – М.: Архитектура-С, 2007.
3. Особенности архитектуры промышленных зданий. http://www.architect4u.ru [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.architect4u.ru/articles/article18.html (дата обращения 10.11.2011)
4. СОШНИКОВ И.В. Актуальные проблемы стиля современной промышленной архитектуры Урала. http://archvuz.ru [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://archvuz.ru/numbers/2006_22/k30 (дата обращения 02.10.2011)
Factoreef проект завода по производству катеров
Три студента из архитектурной студии Studio Lynn Университета прикладных искусств в Вене (University of Applied Arts) разработали концепцию завода по строительству яхт на острове Крес в Хорватии. Проект получил название Factoreef . Авторы: Julcsi FUTO, Bika REBEK и Stefan RITTER.
Этот проект по своей структуре вызывает ассоциации с плоским холмом. Вся технологическая часть скрывается под холмистой крышей на сложной стальной структуре ферм, а весь 5-й фасад отдан под парковую зону. Благодаря этому туристы получили интересный аттракцион, они не только могут насладиться морским видом, но и заглянуть во внутрь завода через многочисленные световые фонари.
По словам авторов проекта, они проанализировали береговую типологию архипелага, многочисленные пирсы, каналы, реки, пруды и острова. Этот анализ помог им составить структуру здания – мелкозернистую, сложную, как пятна на поверхности воды. Конечно, архитектурное решение навевает ассоциации с проектами Захи ХАДИД, но в данном случае имеется веская обоснованность бионической формы. Форма залива, острова, и т.д.

 
 
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Закрыть

У нас новый сайт!

Вся актуальная информация на новом сайте!

idsmedia.ru

Перейти