Главная | Архитектура и строительство | Статьи | События | Александр МАЛОВ, президент АСПОР: «За качество дорог должен отвечать не только подрядчик, но и заказчик!»

События

Александр МАЛОВ, президент АСПОР: «За качество дорог должен отвечать не только подрядчик, но и заказчик!»

AiS4144vnut06

AiS4144vnut07

Александр Малов, президент АСПОР: «За качество дорог должен отвечать не только подрядчик, но и  заказчик!»

Уважаемые работники дорожного хозяйства!

От всей души хочу поздравить Вас с профессиональным праздником.

Хорошие дороги – это не только комфорт, но и безопасность абсолютно всех участников дорожного движения: от того, в каком состоянии находится дорога, от мельчайшего дефекта может зависеть жизнь водителей, пассажиров и пешеходов. Нашу работу не назовешь легкой, она требует самоотверженности и настоящей преданности своему делу, но без нее жизнь современных городов и сел остановилась бы.

Желаю дорожной отрасли необходимых объемов финансирования, которые будут способствовать развитию экономики в целом. А каждому из Вас я хотел бы пожелать крепкого здоровья и благополучия. Пусть впереди Вас ждут интересные дела и только добрые вести.

Александр Малов, президент Союза работодателей «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР»

При существующей системе организации торгов за качество дорог должен отвечать и заказчик, уверен президент Союза работодателей «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР» Александр Малов. В интервью нашему журналу эксперт рассказал о том, каких изменений требует закон о госзакупках и почему необходимо усиливать функции заказчика при выполнении дорожных работ.

– Александр Сергеевич, какие проблемы дорожной отрасли сегодня находятся в центре внимания АСПОР? Каких успехов удалось добиться Союзу в решении данных вопросов?

– Главная проблема – это недостаточное финансирование дорожного хозяйства. Сегодня региональные дорожные фонды получают лишь 15,4% от реальной потребности в средствах на ремонт и содержание дорог. Пока мы видим только отдельные шаги в решении этого вопроса. Так, Президент России Владимир Путин поручил полностью вернуть на региональные дороги акциз на ГСМ. Сейчас местным фондам достается только 64%, а с 2019 года регионы будут получать 100% акцизов. Считаю, что в принятии данного решения есть и заслуга АСПОР, потому что мы неоднократно обращались к властям всех уровней, в том числе к Президенту РФ, заявляя о необходимости пересмотра данного вопроса. Но, конечно, это не решит всех проблем, связанных с недофинансированием отрасли.

Вторая проблема – это необходимость совершенствования Федерального закона № 44­ФЗ. Мы добиваемся того, чтобы система госзакупок была пересмотрена и торги стали двухэтапными. Что имеется в виду? На первом этапе отбора должна анализироваться квалификация подрядчиков – их опыт, кадровые и технические ресурсы. И уже потом – проводиться торги среди тех, кто прошел первый этап. Возможности организации должны соответствовать той задаче, которую она собирается решать. Такой подход позволит избежать ситуаций, при которых миллиардные заказы получают организации, не имеющие достаточной квалификации. Мы добиваемся также отмены аукционов на дорожные работы.

– Действительно, низкое качество наших дорог во многом является следствием системы торгов на понижение цены…

– Мы как раз боремся за то, чтобы уровень снижения цены на торгах был ограничен. Как экономист­дорожник я понимаю, что больше 15% сэкономить нельзя. Ведь есть общественно необходимые затраты, и сметы берутся не с потолка, а рассчитываются на стадии разработки проекта. И если подрядчик снижает цену даже на 10%, то он должен представить план организационно­технических мероприятий, за счет которых будет достигнута эта экономия. Еще одно предложение, которое мы выдвигаем в рамках обсуждения закона о госзакупках, – обязать подрядчика, который получает крупный заказ, выполнять собственными силами хотя бы 50% общего объема работ либо предусматривать в сметах процент за выполнение генподрядных функций.

– В целом как вы оцениваете современное состояние дорожной отрасли, ее обеспеченность техническими и кадровыми ресурсами?

– Как я уже говорил, территориальная дорожная сеть получает лишь 15,4% от необходимого объема финансирования – и речь только о существующей сети, без учета нового строительства. По большому счету, кроме инфраструктуры Крыма и Крымского моста, у нас ничего и не строится больше. Нам необходимо реконструировать действующую дорожную сеть и привести ее в соответствие европейским стандартам. Ведь 90% наших дорог уже давно не соответствуют тем нагрузкам, которые они принимают на себя. Раньше в сметы закладывались средства, которые шли на обновление техники, технологий, строительство жилья для работников предприятий и т.д. – об этом заботилось государство. Теперь такого нет, хотя собственной прибыли дорожно­строительных предприятий катастрофически не хватает на развитие собственного производства и социальной инфраструктуры.

Следующий больной вопрос – это наши кадры. Сегодня в России более 60 вузов выпус­кают специалистов­дорожников, однако зарплаты профессорско­преподавательского состава оставляют желать лучшего. В таких условиях мы не достигнем необходимого качества преподавания в вузах. Что касается профессиональных училищ, где готовили бы квалифицированные рабочие кадры для дорожной отрасли, – так их у нас вообще нет!

– То есть сегодня дорожной отрасли не уделяется достаточного внимания «по всем фронтам»?..

– Да, низкий уровень состояния дорожного хозяйства – это, прежде всего, следствие недостатка внимания к отрасли. Нам нужно признать строительство дорог стратегической задачей государства. И осуществлять строжайший контроль качества выполняемых работ. Ведь не надо думать, что подрядчики, которые выигрывают торги со значительным понижением цены, у нас такие белые и пушистые. За ними нужен жесткий ежедневный контроль. Это в Германии, если фирма один раз допустит брак – ей нужно сразу уходить с рынка. А у нас приходят без рода, без племени, выигрывают аукционы, кое­как ляпают, а потом приходится все переделывать.

– Как же нужно контролировать подрядчика?

– В США, Израиле и ряде других стран, в отличие от Германии, отношение к труду примерно такое же, как у нас. Поэтому у них осуществляется постоянный контроль за выполнением работ на дорогах. И у нас должно быть так же! За качество объекта должен отвечать не только подрядчик, но и заказчик. Однако в России пока такого понимания нет. Наш подрядчик бесконтролен, а его нужно контролировать. Другое дело, что у заказчика сегодня нет на это средств.

И, конечно, нужно дать подрядчику столько денег, сколько положено для выполнения работ. Ведь как можно сделать какой­то объект за полцены?.. По оценкам ученых, стране требуется еще около 2 млн. км дорог дополнительно. А денег, чтобы их строить, нет. И предприятий, которые могли бы качественно осуществить эту работу, тоже практически не осталось –
особенно в регионах. Высококвалифицированных подрядчиков можно по пальцам пересчитать. Есть, конечно, положительные примеры – например, петербургская фирма «ВАД», которая строит на северо­западе страны и в Крыму, или омская компания «Стройсервис», работающая в Сибири и на Дальнем Востоке. Но в целом состояние отрасли весьма плачевно, и нам нужно срочно вкладываться в нее. Ведь отсутствие дорог препятствует развитию экономики в целом.

Беседовала Виктория Мухина

АиС №4(144) октябрь 2017

 

 
 
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Закрыть

У нас новый сайт!

Вся актуальная информация на новом сайте!

idsmedia.ru

Перейти