Главная | Архитектура и строительство | Статьи | События | Дмитрий ХРИСТОЛЮБОВ: «В этом году дорожники работают быстрее, но остаются вопросы к качеству работ»

События

Дмитрий ХРИСТОЛЮБОВ: «В этом году дорожники работают быстрее, но остаются вопросы к качеству работ»

AiS4144vnut16

AiS4144vnut17

AiS4144vnut18

 

Дмитрий Христолюбов: «В этом году дорожники работают быстрее, но остаются вопросы к качеству работ»

Дорогие коллеги, ветераны и партнеры дорожной отрасли!

Примите поздравления с профессиональным праздником – Днем работников дорожного хозяйства!

По территории Омской области проходят более 23 тысяч километров дорог. В текущем году из регионального дорожного фонда на их ремонт, реконструкцию и содержание было направлено более восьми миллиардов рублей. Результат очевиден – в рамках реализации федерального проекта «Безопасные и качественные дороги» и региональных программ в нормативное состояние приведено более трехсот километров магистралей, завершается реконструкция ряда социальнозначимых объектов.

Достичь поставленных целей нам удалось благодаря совместным усилиям, ответственному подходу к делу и вашему профессионализму!

Пусть и в дальнейшем ваша плодотворная деятельность будет способствовать развитию дорожной отрасли региона.

Желаю вам успехов в труде, благополучия и неиссякаемой энергии!

Дмитрий Христолюбов, заместитель министра строительства и жилищно­коммунального комплекса Омской области

Уже второй год к омским дорогам и тем, кто на них работает, приковано пристальное внимание местных властей, федерального руководства, общественности. За это время магистрали региона заметно преобразились, однако больше половины объектов все еще находятся в ненормативном состоянии. Что планируется сделать в ближайшие годы, какие претензии остаются к работе подрядчиков и можно ли сэкономить на качестве, выиграв торги по низкой цене? Об этом – наш разговор с заместителем министра строительства и ЖКК Омской области Дмитрием
Христолюбовым.

– Дмитрий Игоревич, давайте начнем с цифр. Сколько денег будет вложено до конца года в омские дороги, сколько объектов отремонтировано?

– Объем дорожного фонда в этом году составляет 7 382 млрд. руб., из которых 5 740 млрд. руб. – областные средства и 1 642 млрд. руб. – федеральные. За счет них будет построено 125 км дорог, отремонтировано 100 км региональных и около 200 км муниципальных дорог. Отмечу, что в этом году изменился порядок возврата из федерального бюджета остатков средств, неосвоенных в предыдущем году. Если в 2016 году мы уже в середине апреля получили эти деньги, то в текущем году процедура передачи остатков затянулась, поскольку теперь они сначала попадают в резервный фонд Правительства РФ, а уже оттуда по решению Председателя Правительства Дмитрия Медведева возвращаются в регион. В результате мы эти деньги получили гораздо позже, чем год назад: часть – в конце мая, часть – в конце июня, а 94 млн. руб. не вернулись до сих пор. Таким образом, у нас остается совсем мало времени на их освоение. Сегодня на 7 объектах строительства работы до сих пор не ведутся, планируем их начать в конце сентября. Поэтому, к сожалению, есть риск неосвоения средств в полном объеме.

– А их не могут перенести на следующий год?

– В том и проблема, что остатки возвращаются только один раз, и мы свою возможность уже использовали. Теперь у нас 193 млн руб. средств, судьба которых пока под вопросом. С одной стороны, не наша вина, что процедура возврата остатков изменилась и мы так поздно получили деньги. В то же время и регион в будущем не должен допускать, чтобы в конце года оставались неосвоенные средства.

– В конце июня омские дороги проинспектировал глава Росавтодора Роман Старовойт. Как он оценил состояние дорог в Омске? Когда теперь обещал приехать с проверкой?

– Конечно, замечания были, без них не обходится ни один объект. Но в целом руководитель федерального агентства отметил улучшение состояния дорог по сравнению с тем, что было 1–2 года назад. В этом году Старовойт уже дважды посещал Омск, и вполне возможно, что приедет еще. Тем более что реализация программы «Безопасные и качественные дороги», в частности в нашем регионе, сегодня остается в центре внимания федеральных властей.

– Какой процент омских дорог до сих пор остается в ненормативном состоянии?

– В городе Омске 1446 км дорог, из них 1006 км – с твердым покрытием. Если брать основные дороги (550 км, которые входят в омскую агломерацию), то из них на начало 2017 года соответствовало требованиям 40%.  К концу года планируется довести этот показатель до 47%, а через год – до 52%. В области в радиусе 50 км от города в нормативном состоянии к концу этого года должно быть приведено в нормативное состояние 38% дорог, через год – 51%.

– Заявка по программе «Безопасные и качественные дороги» на 2018 год уже составлена? Сколько в нее попало объектов, на какую сумму рассчитываете?

– Да, уже есть планы на 2018 год, который сейчас уточняются. Объем финансирования сохранился на уровне этого года: 1 млрд. руб. из федерального бюджета, 950 млн. руб. – из областного и 50 млн. руб. – из городского. Мы планируем за счет этих средств в следующем году отремонтировать 126 км в г. Омске и 88 км региональных дорог. Перечень объектов пока формируется. Как и в этом году, планируем пока заниматься только ремонтом, потому что наша задача – привести в порядок максимальное количество дорог.

– Однако с 2019 года акцент в рамках программы будет сделан на реконструкцию и строительство дорог. Уже планируете, какие объекты попадут в программу в первую очередь?

– В Омске есть один такой объект, на который уже готова проектно­сметная документация – это дорога от ул. Крупской до Метромоста. Существующая сегодня дорога от арены «Авангард»
к улице 3­я Енисейская находится в неудовлетворительном состоянии и в часы пик перегружена. Мы хотим сделать ее пошире – дорога останется двухполосной, но качество ее изменится, и она будет выходить сразу к метромосту, к существующей развязке, которая пока не задействована. Ориентировочная стоимость проекта – 770 млн. руб., протяженность участка составляет 4,2 км. Это очень  серьезный объект, но средств на него найти не удавалось. Мы рассчитываем, что он будет профинансирован из той суммы в 1 млрд. рублей, которую получит город по программе «Безопасные и качественные дороги» в 2019 году. Думаю, эту дорогу мы построим к 2020 году.

Кроме того, готовится проектная документация на реконструкцию выезда из города в сторону пос. Ростовка (Омск – Нижняя Омка), с уширением существующей дороги до 4 полос. Проблема в том, что с поселка идет большой поток транспорта, в результате чего перекресток ул. 10 лет Октября – окружная дорога возле «Бауцентра» оказывается перегружен, там постоянно пробки. Но поскольку он находится на территории г. Омска, необходимо участие муниципальных властей в реализации проекта. Мы сейчас ведем переговоры с Администрацией г. Омска о том, чтобы к 2019–2020 гг. город подготовил проектно­сметную документацию и реконструировал данный перекресток.

Помимо этого, планируется и в 2019 году продолжать ремонт дорог, потому что очевидно, что к тому времени все дороги в порядок мы не приведем. Будем ходатайствовать перед Роставтодором, Минтрансом России, чтобы часть средств, выделенных на реконструкцию и строительство, мы могли направить на ремонт.

– В целом работой подрядчиков в этом году довольны?

– Дорожники стали работать более слаженно и быстро. В прошлом году им пришлось учиться выполнять ремонт в сжатые сроки одновременно на нескольких объектах, и теперь они успешно используют  полученный опыт. Как результат –  к 1 сентября все работы, связанные с асфальтом, на омских дорогах уже завершены. Абсурдной ситуации, когда асфальт укладывался в снег (за что мы в свое время получили шквал критики), на этот раз мы не допустили.

– С темпами работ проблем нет, а что скажете о качестве?

– Требования к качеству с каждым годом становятся все жестче, и нельзя сказать, что подрядные организации работают идеально. На сегодняшний день проверки, проведенные омским филиалом ФКУ «Сибуправтодор», выявили 320 нарушений на всех 38 объектах, то есть в среднем по 8–9 нарушений на каждом. Такая ситуация нас не совсем устраивает. В том числе есть нарекания к организации работ подрядчиком. К примеру, не всегда выполняются требования о полноценном информировании участников дорожного движения о проведении ремонта на том или ином объекте. Водитель должен быть заранее предупрежден о том, что на данном участке ведутся работы, с помощью правильно установленных дорожных знаков. К сожалению, это требование не всегда выполняется, и уже были случаи ДТП на объекте.

– Вряд ли можно говорить о высоком качестве работ, когда подрядчику приходится серьезно снижать цену, чтобы выиграть аукцион… Насколько процентов обычно «падают» участники?

– По программе «Безопасные и качественные дороги» по областным дорогам снижение стоимости лота составило, в среднем, 18%, на омских объектах – 1,5%

– Но вряд ли в смету закладывается такая прибыль, как 18%? Значит, подрядчикам приходится экономить на чем­то другом – технологиях, материалах, оплате труда рабочих?..

– Конечно, в смете мы такой прибыли не закладываем. Однако у подрядчиков есть свои резервы для того, чтобы, несмотря на снижение цены, получить прибыль. Но это никоим образом не связано с недовложением материалов или использованием материалов низкого качества, потому что их количество и качество проверяется многоступенчато – заказчиком, стройконтролем, ФКУ «Сибуправтодор», специалистами ФКУ «Росдортехнология». Такой контроль оставляет подрядчику мало шансов сэкономить за счет качества материалов или работ. Другое дело, что можно закупать материалы оптом или брать их зимой, когда те же песок, щебень, битум стоят гораздо дешевле. Но это уже личное дело и личные риски подрядчика.

В области за счет экономии на торгах удалось в этом году отремонтировать  дополнительно две дороги: Омск–Одесское (5 км) и Омск–Красноярка (10 км). Это тот самый положительный эффект от конкуренции на аукционах, которая на областных дорогах гораздо выше, чем на городских.

– Если подрядчик сработает плохо, это же не помешает ему снова заявляться на торги и благополучно получать заказы?

– В течение четырех­пяти лет после выполнения работ подрядчик несет гарантийные обязательства. Если он не устранит возникшие дефекты – значит, он не исполнил контракт, что грозит внесением в реестр недобросовестных поставщиков. В августе этого года одна организация, выполнявшая ремонт региональных дорог, уже попала в «черный список» за отказ от исполнения своих обязательств по контракту. Теперь она не сможет принимать участие в торгах.

– Или просто закроется, а потом начнет работать под другим юридическим лицом…

– Это возможно. Но новое название – это новая история, чистый лист. А сейчас для получения серьезных заказов требуется опыт работы. Организация должна иметь за плечами выполненные работы на сумму не менее 20% от стоимости нового контракта. Подрядчика, не имеющего подобного опыта, просто не допустят к аукциону. Раньше таких требований не было, фирмы могли легко открываться­закрываться, а сейчас каждый дорожит своим именем и репутацией.

– Основной пул подрядчиков на омских дорогах в этом году не изменился? Может, появились новые имена?

– Нет, в основном, на объектах работают те же организации, что и в прошлом году, – АО «ДРСУ № 2»,
АО «ДРСУ № 6», ГП «Омскавтодор», ООО «Стройсервис», ООО «ГРИАР Холдинг» (бывший
«СибРос»), ООО «СтройТраст», ООО «СПК «Дорстрой», СФ «Континент».  Также отмечу работу ГП «ДРСУ № 3» как единственного госпредприятия, которое занимается нанесением разметки на дорогах, и делает это качественнее, чем другие организации.

– А иногородние подрядчики не проявляют интереса к нашим объектам?

– Пока на муниципальные и региональные объекты они не заходили. Но, к примеру, на федеральных объектах у нас уже второй год работает ОАО «Новосибирскавтодор», выполняет капитальный ремонт дороги Челябинск–Омск.

– В этом году несколько государственных ДРСУ реорганизовали в АО. С какой целью это сделано?

– Да, мы акционировали шесть самых крупных государственных предприятий дорожной отрасли. Но сразу скажу, что они остаются в собственности Омской области, и последующая продажа пакета акций не предусмотрена. Новая форма собственности позволяет этим организациям более успешно конкурировать с частными компаниями. Посмотрим год­другой, как это скажется на работе предприятий. Вообще у нас в планах – акционировать и остальные 25 ДРСУ.

– И напоследок – об инновациях. В этом году на пяти омских дорогах применялась технология горячего ремиксирования. Довольны результатом работ?

– В принципе, да. Главное преимущество этого метода – в том, что он позволяет делать ремонт за меньшие деньги. Экономия составляет порядка 25–30% по сравнению с традиционной технологией. Но при этом термопрофилирование можно применять не везде. Оно обеспечивает ровность покрытия только там, где нет больших дефектов, где основание дороги не разрушено, а нужно лишь обновить верхние слои покрытия. Так, на улице Заводской планировали использовать данную технологию, но потом от нее отказались, оценив состояние дороги. В итоге там применили холодное ресайклирование с добавлением цемента. Поэтому к применению любых нетрадиционных технологий нужно подходить внимательно, чтобы не сделать хуже, чем было.

Беседовала Виктория Мухина

АиС №4(144) октябрь 2017

 
 
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Закрыть

У нас новый сайт!

Вся актуальная информация на новом сайте!

idsmedia.ru

Перейти