Главная | Архитектура и строительство | Статьи | События | Игорь АСТАХОВ, замглавы Росавтодора: «Количество ДТП на федеральных трассах за пять лет сократилось на 12%, но наша конечная цель – нулевая смертность»

События

Игорь АСТАХОВ, замглавы Росавтодора: «Количество ДТП на федеральных трассах за пять лет сократилось на 12%, но наша конечная цель – нулевая смертность»

AiS4149vnut02

AiS4149vnut03

AiS4149vnut04

AiS4149vnut05

Игорь АСТАХОВ, замглавы Росавтодора:

«Количество ДТП на федеральных трассах за пять лет сократилось на 12%, но наша конечная цель – нулевая смертность»

Сентябрь и октябрь – пожалуй, самая горячая пора для дорожников, ведь за это время нужно успеть выполнить все оставшиеся объемы и сдать объекты в эксплуатацию без замечаний и в срок. О том, какие итоги можно подводить уже сейчас, а что еще только предстоит сделать на федеральной дорожной сети и в рамках приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги», нашему изданию рассказал заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Астахов.

– Игорь Георгиевич, строительство, ремонт и реконструкция каких крупных дорожных объектов на особом контроле Росавтодора в 2018 году? Как изменится доля российских дорог в нормативном состоянии к концу года?

– В текущем году Федеральное дорожное агентство реализует масштабные строительные проекты. Триумфом дорожной отрасли страны и «эпохой» ее возрождения можно по праву считать строительство мостового перехода через Керченский пролив. Реализация данного проекта – важный рубеж в отечественном мостостроении. 15 мая этого года состоялось торжественное открытие автодорожной части моста, которую сдали в эксплуатацию на полгода раньше намеченного срока, закончить строительство железнодорожной части моста запланировано на конец 2019 года.

Важными направлениями являются мероприятия, осуществляемые на территориях, которые определены руководством страны в качестве приоритетных, в том числе регионы Дальнего Востока, Северного Кавказа, Арктической зоны, а также Республика Крым, город Севастополь, Калининградская область, Байкальский регион.

В частности, среди значимых объектов 2018 года можно выделить строительство 20­километрового участка автодороги Р­21 «Кола» в Республике Карелия (км 424 – км 445), реконструкцию подъезда от М­4 «Дон» к Ростову на Дону в Ростовской области (км 2 – км 7), реконструкцию трассы М­10 «Россия» (обход Твери) в Тверской области, строительство участка автомобильной дороги «Сортавала» (км 57– км 81) в Ленинградской области, строительство участка трассы А­290 Новороссийск – Керчь (км 0 – км 42) в Краснодарском крае, реконструкцию участка федеральной дороги Р­258 «Байкал» (км 243 – км 248) в Республике Бурятия.

В целом, в том числе после реализации мероприятий по ремонту и содержанию федеральных трасс, по итогам 2018 года ожидается ввод в эксплуатацию 8,4 тыс. км трасс, что позволит довести протяженность подведомственной Росавтодору дорожной сети в нормативе до 82,8% (примерно 41,9 тыс. км).

– Что, на ваш взгляд, необходимо сделать для повышения уровня безопасности дорожного движения? Какие меры принимаются в текущем году для снижения аварийности на федеральных трассах?

– Отмечу, что количество дорожно­транспортных происшествий на федеральных трассах с 2013 года сократилось на 12%. Это хороший показатель, но конечная цель более амбициозна – нулевая смертность.  Конечно, достичь ее сложно, но мы прилагаем к этому все наши усилия. Анализ показателей аварийности говорит о том, что более 80% аварий происходит по причине нарушения водителями правил дорожного движения, в частности несоблюдения скоростного режима, кроме того, отмечается рост интенсивности дорожного движения. В связи с этим подход к решению вопросов обеспечения безопасности необходим комплексный. Это и совершенствование дорожной инфраструктуры, и пропаганда, и неотвратимость наказания нарушителей.

Еще одним из эффективных инструментов работы в данном направлении  является установка на автомобильных дорогах комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения. В этой связи одним из направлений работы Росавтодора на 2018 год является реализация проекта по обустройству подведомственной сети автомобильных дорог такими устройствами. Проект рассчитан на три года (2018 – 2020 гг.). Основная цель – снижение показателей аварийности на 50% к 2021 году и выработка законопослушного поведения участников дорожного движения. Всего в ходе реализации проекта на федеральных трассах планируется установить более 1 000 комплексов фотовидеофиксации (во всех федеральных округах). Методология размещения будет основана на анализе данных официального ресурса stat.gibdd.ru, обращений граждан, информации об автомобильных дорогах (трассы с ограниченной видимостью (подъемы), устоявшимися нарушениями правил дорожного движения и т.д.).

Немалую роль в обеспечении безопасности дорожного движения играют инновации. В частности, Федеральное дорожное агентство уделяет особое внимание мероприятиям по созданию интеллектуальных систем организации движения транспортных потоков (ИТС), основанных на применении современных технических средств, телекоммуникационных и информационных технологий.

Так, в 2018 году планируется установить 188 метеостанций и 18 пунктов учета интенсивности дорожного движения. К началу этого года действуют уже 1215 автоматизированных систем метеорологического обеспечения (АСМО) и 969 пунктов учета интенсивности дорожного движения. Горизонт работы – охват до 2020 года всей федеральной сети. Так, в перспективе планируется установить дополнительно около 400 метеостанций и 200 пунктов учета интенсивности движения.

Кроме того, в целях повышения безопасности дорожного движения и снижения аварийности на федеральных трассах в текущем году будет обустроено порядка 425 километров объектами искусственного освещения, подрядчики также устроят 19 пешеходных переходов в разных уровнях, установят порядка 25 километров барьерного разделительного ограждения и более 5 тысяч погонных метров шумозащитных экранов.

– Какие технологии внедряются при проектировании, строительстве и эксплуатации дорог для повышения экологической безопасности и минимизации дискомфорта для населения?

– Благодаря ответственному подходу государства более экологичным сегодня становится не только транспорт, но и дорожная инфраструктура. Во всех проектах автомобильных дорог раздел охраны окружающей среды прорабатывается тщательным образом. Так, например, для отвода и очистки сточных вод с дорог и мостов применяется современная технология с установкой локальных очистных сооружений, которые позволяют значительно снизить концентрацию загрязняющих веществ в воде, стекающей с дороги. В частности, в 2017 году на объектах строительства и капитального ремонта на федеральных дорогах Карелии и Мурманской области было установлено 367 таких очистных сооружений, в 2018 году планируется установить еще около 140 штук.

Особое внимание уделяется рекультивации земель, нарушенных в ходе проведения ремонтных и строительных мероприятий. Кроме того, в ближайшее десятилетие российским дорожникам предстоит сократить негативное воздействие транспортного шума на окружающую среду и минимизировать дискомфорт для населения, поскольку, по мнению специалистов, проблема повышенного шума напрямую влияет на качество жизни людей. Одним из источников такого дискомфорта являются автомобили, а значит, при создании современных дорог должны учитываться технологии, позволяющие сократить негативные последствия, связанные с избыточным шумовым эффектом в местах интенсивного трафика. Уже сейчас активно применяется практика строительства специальных шумозащитных экранов, внедряются современные технологии укладки дорожных покрытий, усилен контроль за движением по трассам нагруженных сверх нормативов грузовиков.

Применяется инновационный подход в области мониторинга атмосферного воздуха. Так, на самой загруженной магистрали Северо­Западного региона – Кольцевой автомобильной дороге (КАД) установлены стационарные посты наблюдения за уровнями содержания загрязняющих веществ, образующихся при сгорании автомобильного топлива. Одновременно аккредитованной лабораторией проводятся разовые измерения уровней загрязнения атмосферы в прилегающей к КАД жилой зоне. Все получаемые данные показывают, что у границы ближайших домов петербуржцев концентрация загрязняющих веществ не превышает установленные санитарные нормативы. В дальнейшем данная система позволит определить не только карту фактического загрязнения, но и разработать общий методический подход для реализации мероприятий по уменьшению и регулированию выбросов от автотранспорта при проектировании вновь строящихся и реконструкции, ремонту существующих автомагистралей.

Отдельное внимание уделяется компенсационной высадке зеленых насаждений взамен попавших в зону строительства. Яркий пример – реализация проекта реконструкции трассы М­7 и строительство эстакад в городе Балашихе. В рамках проведения работ на данном объекте вместо 150 вырубленных деревьев была проведена компенсационная высадка более 1200 деревьев и кустарников между жилыми кварталами и реконструированной застройкой. Для этого выбрали быстрорастущие и имеющие мощную корневую систему растения – лиственницу, иву, каштан, акацию и сирень.  Важно отметить, что на все работы по озеленению действует гарантийное обязательство. Чтобы компенсировать ущерб водным биоресурсам в границах водоохранных зон на участках строительства и капитального ремонта дорог, в водоемы выпускают молодь рыбы.  В частности, в прошлом году ФКУ Упрдор «Кола» на эти цели было направлено почти 5,5 млн. рублей. Кроме того, при реализации крупных строительных проектов обязательной мерой теперь является экологическая экспертиза.

– Какие инновационные технологии применяются при строительстве и ремонте федеральных трасс? Были ли какие­то применены в текущем году впервые?

– Только за последние пять лет количество применяемых на федеральных трассах инноваций увеличилось на 60%. В настоящее время наиболее востребованными являются технологии, позволяющие повысить качество дорожных покрытий за счет увеличения их прочности и эксплуатационной надежности под большими динамическими нагрузками. Успешно развиваются методы, помогающие минимизировать последствия резких температурных перепадов и других природно­климатических воздействий на качество дорожной одежды. Среди них преобладают технологии устройства покрытий автомобильных дорог с использованием модификаторов асфальтобетонных смесей, методы регенерации покрытий (ресайклинг) и устройства макрошероховатых покрытий, поверхностной обработки, широко используются геосинтетические материалы. На мостах, путепроводах и эстакадах наибольшее применение нашли современные материалы для обустройства и ремонта деформационных швов, гидроизоляционные материалы, ремонтные смеси, эффективные конструкции подпорных стен, барьерных ограждений, опорных частей, а также износостойкие конструкции покрытия проезжей части. Кроме того, одной из эффективных технологий, позволяющих продлить межремонтные сроки, является устройство тонких слоев износа – способ быстро и с меньшими затратами восстановить свойства покрытий. Они защищают дорогу от преждевременного разрушения и позволяют сохранять потребительские характеристики в нормативном состоянии. Основной принцип подобных методов – нанесение тонкого слоя смеси каменных и вяжущего материалов с различными добавками на существующее покрытие. На сети федеральных дорог используются сразу несколько таких технологий: «Сларри Сил», «Микросюрфейсинг», «Новачип» (или «Тонфриз»). В строительстве нашла свое применение методика стабилизации грунтов, суть которой заключается в включении в грунт добавок для улучшения его механических свойств. При этом грунт измельчается и смешивается с соответствующими связующими материалами с последующим уплотнением. Успешно адаптирован в России аналог зарубежной технологии объемного проектирования асфальтобетонной смеси. Она позволяет увеличить срок службы покрытия на 20–30% за счет точного подбора состава смесей асфальтобетона, параметров вяжущего и каменного материалов.

В текущем году подведомственными Росатодору федеральными казенными учреждениями было применено свыше 27 новых и инновационных технологий. Это методики, касающиеся как строительства и реконструкции автомобильных дорог, так и обеспечения контроля выполнения работ, обеспечения безопасности дорожного движения. Среди них – установка светофорных объектов на пешеходных переходах с кнопкой вызова (с программно­аппаратным комплексом для подключения к автоматизированной системе управления дорожным движением), устройство трехосной георешетки TriAx 160, работы по нанесению полимерной грунтовки по типу Colzumix, укладка битумно­полимерной ленты ВITAREL JЕТ, устройство акустических экранов из древобетона, применение битумной мастики «Битурэл» для заливки пазух в деформационных швах и многие другие.

– Какие задачи стоят перед дорожной отраслью и конкретно – Росавтодором в 2019 году? Какие проекты будут в центре внимания?

–  К концу 2019 года доля федеральных трасс, соответствующих нормативным требованиям, должна достичь 84,7%.  Что приблизит данный показатель к целевому показателю государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» –  85,07 % по итогам 2020 года. Среди объектов, на которых будут проводиться масштабные работы, – реконструкция автомобильной дороги Р­23 Санкт­Петербург – Псков – Пустошка – Невель до границы с Республикой Беларусь (км 31– км 54) в Ленинградской области, строительство транспортной развязки на 633­м километре автомобильной дороги М­5 «Урал» Москва – Рязань – Пенза – Самара – Уфа – Челябинск в Пензенской области, реконструкция автомобильной дороги Р­217 «Кавказ» – из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку)
(км 387– км 397) в Кабардино­Балкарской Республике, реконструкция автомобильной дороги Р­256 «Чуйский тракт» – от Новосибирска через Бийск до границы с Монголией (км 428+304 – км 495+000) в Республике Алтай (5­й пусковой комплекс), реконструкция автомобильной дороги А­370 «Уссури» – от Хабаровска до Владивостока (км 12+000 – км 28+750, км 28+750 – км 36+000) в Хабаровском крае.

Еще один приоритет – реализация плана перспективного развития сети автомобильных дорог федерального значения до 2031 года. За это время предполагается принять в собственность Российской Федерации 17,57 тыс. км автодорог. К слову, в текущем году на баланс уже приняты 727,8 километра из 2,3 тысячи. На этих объектах запланирован комплекс мероприятий по приведению их в нормативное состояние в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Развитие транспортной системы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации в 2014 году. Таким образом, подход Росавтодора к ремонту бывших региональных трасс не будет отличаться от подхода к работам на остальных федеральных дорогах, закрепленных за ведомством.

– В крупнейших агломерациях страны второй год подряд реализуется долгосрочный федеральный приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги». Как вы оцениваете работу региональных проектных офисов в 2018 году? Каких ошибок прошлых лет удалось избежать?

– При реализации приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» в текущем году стоит задача довести показатель дорог в нормативе на территории 38 агломераций, общая протяженность дорожной сети которых составляет порядка 50 тысяч километров, до 61% – порядка 31 тысячи километров. Планируется сократить количество мест концентрации дорожно­транспортных происшествий до 26% от уровня 2016 года.

Объем финансирования работ составляет более 65 миллиардов рублей, свыше 31 миллиарда из которых – федеральные средства, порядка 34 миллиардов рублей – средства регионального и местного бюджетов.

Для обеспечения выполнения поставленных задач проектные группы всех 36 субъектов России (38 городских агломераций) разработали и согласовали программы комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ).

При реализации проекта в 2018 году учтен прошлогодний опыт, улучшилась исполнительская дисциплина проектных групп. На территории субъектов значительно раньше началась подготовка к основным работам. Конкурсные процедуры прошли с опережением графика прошлого года, что, в свою очередь, способствовало своевременному старту дорожного ремонта.

Важно отметить, что в результате проведенных торгов образовалась экономия средств, которая позволит привести в нормативное состояние дополнительные объекты.

– Какие регионы являются лидерами по темпам и качеству выполнения работ в рамках проекта? Какие регионы отстают, почему?

– Работа региональных команд оценивается по многим показателям, отражающим ежедневный ход реализации проекта: сроки заключения контрактов с подрядчиками, исполнительскую дисциплину, организацию проектного управления, а также исполнение контрольных точек дорожной кампании в течение года.

Если говорить только о показателе объема выполненных ремонтных работ, то на сегодняшний день в числе передовых территорий – Пензенская, Нижегородская, Рязанская, Ростовская области.

– Появились ли новые сложности при реализации программы в 2018 году? Какие спорные моменты возникают при взаимодействии с подрядчиками? Какие нарекания к исполнителям работ являются наиболее частыми?

– Контроль работы подрядных организаций является важной задачей при реализации проекта. Он осуществляется на уровне заказчика с проведением лабораторных испытаний, в том числе с привлечением независимых лабораторий.

Качество и ход работ также контролируют представители проектных групп субъектов, Росавтодора и подведомственных Федеральному дорожному агентству федеральных казенных учреждений. Перед стартом дорожного сезона в обязательном порядке проводится проверка работы асфальтобетонных заводов, задействованных в проекте.

Еще одна важнейшая ступень контроля – общественный. Активисты следят за работой подрядных организаций, указывают на недоработки, фиксируют нарушения, высказывают предложения, в том числе через официальную приемную проекта «ВКонтакте», где создано 38 региональных и одно федеральное сообщества.

Для повышения качества общественного контроля проводятся обучающие семинары для активистов, где специалисты отрасли рассказывают об особенностях дорожных работ. Жители становятся профессионалами, предлагающими конструктивные идеи и решения, а их мнение и оценка имеют важное значение при проверке объектов.

Среди типичных нарушений, которые выявляются в ходе контрольных мероприятий, – отсутствие или ненадлежащее заполнение исполнительной документации, несоответствие установленных временных дорожных знаков и ограждений мест производства работ согласно схемам организации дорожного движения, наличие строительного мусора на объектах, скопление воды на покрытии проезжей части, некачественное выполнение сопряжения съездов и т.п. Выявленные дефекты устраняются подрядчиком за свой счет.

­ Игорь Георгиевич, приближается профессиональный праздник работников дорожного хозяйства. Что пожелаете специалистам отрасли?

­ Дороги являются визитной карточкой любой территории, служат важным условием динамичного развития регионов и улучшения качества жизни людей. За каждым метром асфальта, каждым сданным объектом – большой труд работников дорожного хозяйства и их преданность делу. Уверен, что внедрение современных технологий, знания, мастерство и самоотдача всех, кто трудится в отрасли, будут и впредь залогом ее успешного развития. Желаю коллегам здоровья, благополучия и новых значимых достижений!

AiS4(149)2018

 
 
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер