Главная | Архитектура и строительство | Статьи | События | Дорога Лена – дорога поколений

События

Дорога Лена – дорога поколений

ais1151vn_28

ais1151vn_29

ais1151vn_30

Александр ШЕСТОПАЛОВ, начальник ФКУ Упрдор «Лена»

В апреле текущего года ФКУ Упрдор «Лена» отмечает свой 70­летний юбилей. Кажется невероятным, но еще 100 лет назад по известному сегодня маршруту Невер – Якутск узкой тропой неторопливо брели груженые верблюды.  В преддверии важной даты вспомним, как началась история северной трассы и чем живет объект сегодня.

Начало большого пути

Еще в начале прошлого столетия самый большой регион нашей страны фактически находился в изоляции. Огромная часть Российской империи была попросту оторвана от граничащих с ней областей, так как протяженность единственного сезонного пути в Якутию Иркутск – Якутск была достаточно велика и составляла 2650 км.

Активное освоение природных богатств Южно­Якутского региона диктовало новой советской эпохе необходимость появления дороги, которая должна была связать Транссибирскую магистраль и прииски золотого Алдана.

В 1925 году были начаты работы по строительству грунтовой дороги от железнодорожной станции Большой Невер на Томмот. Масштабные изыскательские работы по трассировке будущей автодороги через пос. Незаметный до реки Алдан дали старт  крупнейшей дорожной стройке. С поставленной задачей дорожники – первопроходцы Амуро­Якутской магистрали справились в кратчайшие сроки: летом 1928 года был дан сквозной колесный проезд от Большого  Невера до г. Томмота, и уже в сентябре 1928 года на берег реки Чульман впервые пришел автомобиль.

Создание мощной золотодобывающей промышленности для СССР  было делом стратегической важности. Рост потребности снабжения приисков в техническом оснащении и обеспечении продовольствием  обусловили необходимость строительства автомобильной дороги, пригодной для проезда тяжелых крупногабаритных машин. Перед руководством страны появилась новая масштабная цель – строительство автодороги от Амура до Якутска.

В начале 1930­х гг. на участке Томмот – Якутск, за исключением последних перед Якутском 100 км, работы, связанные с прокладкой зимника, были завершены.

Работа дорожников в годы индустриализации, разрушительной Великой Отечественной войны и период послевоенного восстановления хозяйства осуществлялась фактически бесперебойно.

В апреле 1949 года дорога от Большого Невера до г. Томмота стала частью большой сети общегосударственных дорог СССР. Начинается история Управления, начинается новый этап в развитии дороги Невер – Якутск.

Динамика эпохи требовала максимальной мобилизации всех возможных ресурсов: бескрайний таежный океан заполнил гул ревущей техники. В течение нескольких лет паромные переправы на реках Тында, Чульман, Большой Нимныр заменили большие деревянные мосты. Дорожно­транспортные районы в городе Томмоте, поселках Улу и Качикатцы активно выполняли поставленную Советом министров РСФСР задачу – проложить дорогу от Томмота до Якутска.

В кратчайшие сроки сквозь тайгу и через болота неустанные труженики трассы «прошли» свои полтысячи километров, рапортуя 11 октября 1962 года в Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР о масштабной трудовой победе.

Производственная база дорожно­строительных районов, обеспеченная собственными асфальтобетонными заводами, камнедробильными базами и цехом по изготовлению железобетонных сборных конструкций, позволила дорожникам 1970­1980 гг. реконструировать более 200 км дороги, а также перестроить временные деревянные мосты и соорудить новые – железобетонные.

Так, в 1971 году на смену паромной переправе через реку Амгу пришел мост протяженностью 327 метров. Введенный в эксплуатацию в 1987 г. мост через реку Алдан позволил нашей автодороге получить статус единственной круглогодичной в Республике Саха (Якутия).

В тяжелые для Родины 90­е годы Управление дороги Невер – Якутск не останавливало работу, ежегодно строя и ремонтируя десятки километров автомобильной трассы.

Новая история

Новый этап в истории развития автомобильной дороги Лена наступил с принятием Правительством Российской Федерации Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России». В рамках исполнения подпрограммы «Автомобильные дороги» поставлена задача приведения 85% протяженности автомобильной дороги Невер – Нижний Бестях в нормативное состояние.

В период с 2010 по 2015 гг. реконструировано более 300 км автомобильной дороги. За последние 5 лет капитально отремонтировали и провели ремонт 350 км трассы. В настоящее время Управление Федеральной магистрали Невер – Якутск вышло на 120 км ремонтных работ в год. С учетом новых транспортных нагрузок перестроены сотни погонных метров мостов и  водопропускных труб. Дорога преображается несмотря на высокие капитальные затраты в условиях Крайнего Севера.

Сегодня новые участки магистрали, введенные в эксплуатацию после реконструкции, отвечают современным требованиям – как по пропускной способности, так и по условиям безопасности дорожного движения. На трассе успешно применяются передовые технологии для сохранения качества асфальтобетонного покрытия.

Содержание атомобильной дороги в сложных природно­климатических условиях требует особых усилий. В течение года на трассе Лена одновременно работают свыше ста единиц техники. Все подрядчики давно проверены в деле и отлично знают особенности своих участков, некоторые из которых имеют свою специфику. Один из сложных находится в районе ручья Васильевка – вдоль трассы молчаливо стоят развалины Исправительно­трудового лагеря № 11 системы ГУЛАГ. Более пяти тысяч заключенных вручную добывали здесь минерал, содержащий уран.

Дорожники недолюбливают это место еще и потому, что зимой здесь сильные вьюги: снега в регионе очень много, поэтому приходится постоянно, круглосуточно производить работы по его очистке, в две смены мониторить ситуацию на дороге.

Больше всего непогода дает знать о себе в районе горы Эвота. Водители называют это место перевал Тит. Его склоны находятся под круглосуточным наблюдением диспетчера управления автодороги, для этого установлены видеокамеры, которые запитаны от ветрогенератора и солнечных панелей.

Гора Эвота даже летом считается нехорошим местом. Снег здесь лежит до середины июня, а выпадает уже в августе. Вокруг лишь мох и кедровый стланик, другая растительность не приживается. Дорога через перевал проходит с большим уклоном и петляет. Похожих мест на трассе Лена еще несколько. К их ликвидации дорожники приступят в ближайшие годы.

Несмотря на столь масштабные изменения, магистраль продолжает развиваться большими темпами. С каждым новым километром асфальта растет число благодарных водителей и пассажиров. Им стало доступно то, о чем раньше и не мечтали, – за сотни километров ездить друг к другу в гости. Совсем по­другому стала складываться экономика туристических объектов – Нерюнгринский Нахот, хангаласские Булуус и Курулур едва справляются с наплывом клиентов. В более комфортных условиях стали работать самые активные пользователи трассы – дальнобойщики. Они везут в Якутию продукты питания и все, что необходимо для развития. А это значит, что федеральная дорога Лена, как и в самом начале своей истории, остается основой жизни самого большого региона страны.

Планы – 2019

В 2019 году подведомственное Росавтодору ФКУ Упрдор «Лена» планирует привести в нормативное состояние 108 км дороги федерального значения А­360 «Лена» (Невер – Якутск), 43 км из них – капитально отремонтировать.

На трассе «Лена» в Якутии и Амурской области обновят 10 мостовых сооружений.

Почти на всех объектах усилят опоры и устроят новое дорожное покрытие.

Капитально отремонтируют три моста – через ручьи и суходол. Мосты через реки Якутский Укулан, Михайловка, Николкин Ключ, Каменка и Малая Хатыма приведут в порядок в рамках планового ремонта.

Еще одно сооружение – мост через Амгу – обновят во время планово­предупредительных работ, которые предполагают ремонт ледорезных частей промежуточных опор.

В Амурской области в нормативное состояние приведут путепровод через железную дорогу БАМ – Тында – Беркакит на 255­м км трассы «Лена». Проектом предусмотрено устройство нового покрытия как на сооружении, так и на подходах к нему.

На всех объектах в целях повышения уровня безопасности дорожного движения установят новые дорожные знаки, современное барьерное ограждение и обновят разметку.

Для повышения уровня безопасности дорожного движения в двух районах Якутии – Нерюнгринском (км 470– км 480) и Алданском (км 557 – км 568) – на участках трассы Невер – Якутск установят линии электроосвещения.

На сегодняшний день «Лена» – дорога третьей и четвертой технической категории. В нормативном транспортно­эксплуатационном состоянии находится 72% трассы.  Для сравнения: в 2015 году это было около 46%, а в текущем году планируется выйти на рубеж 80­82%.

В суровых климатических условиях Крайнего Севера несколькими поколениями дорожников была проделана тяжелая, титаническая работа, и сегодня автомобильная дорога А­360 – это 1157 км комфортного круглогодичного пути. Молодой высококвалифицированный коллектив ФКУ Упрдор «Лена», руководствуясь фундаментальным опытом старшего поколения дорожных строителей, готов к реализации самых амбициозных и смелых задач на трассе Невер – Якутск.

Сегодняшний день определяет основные направления деятельности ФКУ Упрдор «Лена»: совершенствование приемов эксплуатации и содержания дорожного полотна, повышение потребительских свойств автодороги и внедрение интеллектуальных систем, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения.

Справочно:

Автомобильная дорога А­360 «Лена» (Невер­Якутск), общая протяженность которой – 1157 км, проходит по территории двух районов Амурской области и четырем улусам Республики Саха (Якутия).

Трасса находится в оперативном управлении подведомственного Росавтодору ФКУ Упрдор «Лена», в задачи которого входит организация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автодороги и искусственных сооружений, расположенных на ней.

AiS1(151)2019

 
 
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер