Главная | Архитектура и строительство | Статьи | События | В Госдуме обсудили законопроект о комплексном развитии территорий

События

В Госдуме обсудили законопроект о комплексном развитии территорий

ais2152vn_56

ais2152vn_57

В Госдуме обсудили законопроект о комплексном развитии территорий

Координатор НОСТРОЙ по СФО Максим Федорченко выступил на заседании секции Экспертного совета Комитета Госдумы по транспорту и строительству.

24 июля 2019 года в Государственной думе под председательством первого заместителя Председателя Комитета по транспорту и строительству Михаила Авдеева состоялось заседание секции Экспертного совета «Архитектура и градостроительство. Основы правового регулирования», где обсуждался принятый в третьем чтении законопроект
№ 503785­7 о регулировании правовых отношений по градостроительному зонированию и планировке территории.

В заседании приняли участие заместитель министра строительства и жилищно­коммунального хозяйства Дмитрий Волков и заместитель Председателя Комитета Государственной думы по транспорту и строительству, член Совета НОСТРОЙ Павел Федяев.
От Национального объединения строителей участвовали координатор НОСТРОЙ по Сибирскому федеральному округу Максим Федорченко и референт Департамента нормативного и методического обеспечения НОСТРОЙ Ольга Мелентьева.

Законопроект вносит целый ряд важных норм, направленных на совершенствование института комплексного и устойчивого развития территорий:

1. Все виды договоров, поименованных в Градостроительном кодексе Российской Федерации в статьях 46.1 «Развитие застроенных территорий», 46.4 «Договор о комплексном освоении территории», 46.5 «Договор об освоении территории в целях строительства стандартного жилья», 46.6 «Договор о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья», 46.9 «Комплексное развитие территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества» и 46.10 «Комплексное развитие территории по инициативе органа местного самоуправления», отнесены к деятельности по комплексному и устойчивому развитию территорий (КУРТ).

2. Органу местного самоуправления предоставлено право по собственной инициативе,
самостоятельно реализовывать проекты комплексного развития территории, без проведения аукционов на право заключения таких договоров.

3. В целях размещения объектов федерального, регионального и местного значения градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) можно получить до образования земельного участка из земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании утвержденного проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В этом случае получение ГПЗУ допускается не только правообладателем, но и иным лицом. В выдаче ГПЗУ может быть отказано. При этом законопроект не устанавливает оснований для отказа в выдаче ГПЗУ.

4. В отношении объектов, находящихся в зонах с особыми условиями использования территории, может проводиться не только государственная экспертиза проектной документации, но и негосударственная экспертиза.

5. При внесении изменений в правила землепользования и застройки (ПЗЗ) не требуются общественные обсуждения или публичные слушания, если такие изменения касаются однократного изменения вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства без изменения ранее установленных предельных параметров разрешенного строительства. В случае однократного изменения предельных параметров разрешенного строительства не более чем на 10 % также не требуются общественные обсуждения и публичные слушания. Сокращаются сроки прохождения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту ПЗЗ (не менее одного и не более трех месяцев).

6. Сокращены сроки рассмотрения документации по планировке территории на предмет соответствия установленным требованиям до 20 рабочих дней.

7. В два раза увеличен предельный срок принятия решения об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд. В соответствии с законопроектом такой срок будет составлять 6 лет со дня утверждения проекта планировки территории.

8. До 1 января 2020 года можно подать заявление о внесении изменений в разрешение на строительство (РНС) даже в случае, если до окончания срока действия такого разрешения осталось менее 10 рабочих дней (но только, если с момента выдачи РНС прошло менее 3 лет). Для лиц, достраивающих объекты незавершенного строительства, подать заявление можно в течение одного года с даты приобретения прав на земельный участок.

Положительно оценивая вводимые нормы, Максим Федорченко в то же время обратил внимание на неоднозначность формулировки правовых норм, связанных с отклонением от предельных параметров разрешенного строительства. Буквальное прочтение указанных положений дает основание сделать вывод о том, что отклонение от предельных параметров может быть не более 10 %. Дмитрий Волков заявил, что законодатель не хотел ограничить предельный размер возможных отклонений, а лишь установил случай, когда не требуется общественное обсуждение таких отклонений, и пообещал, что двоякое толкование будет устранено.

Также Максим Федорченко выразил мнение, что исключение из законопроекта всего пакета поправок, связанных с изъятием земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества при реализации проектов развития застроенных территорий, негативно скажется на редевелопменте городских территорий. В Новосибирске заключено 40 договоров по развитию застроенных территорий, реализация которых тормозится из­за отсутствия необходимого правового механизма. По­прежнему институт развития застроенных территорий не сможет широко применяться на практике, в том числе при расселении аварийного жилья. Максим Федорченко отметил, что работа в данном направлении должна быть продолжена. При этом в целях снижения социальной напряженности он предложил при обсуждении указанного вопроса заменить термин «изъятие», который ассоциируется у граждан с конфискацией имущества, на термин «согласительные процедуры по выкупу земельных участков и объектов недвижимого имущества».

Участники заседания согласились с необходимостью продолжения работы по совершенствованию законодательства о комплексном и устойчивом развитии территорий.

А в это время

Покупателям жилья через эскроусчета ипотечные каникулы?

На совещании, проведенном в Ставрополе премьер­министром Дмитрием Медведевым, строители и чиновники обсудили меры по стимулированию жилищного строительства.

Власти планируют стимулировать частный сектор, который долгое время удерживал отрасль от дальнейшего «проседания»: правительство ждет от ведомств завершения разработки программы по развитию индивидуального жилищного строительства (ИЖС). При этом основную ставку в рамках нацпроекта правительство делает на многоквартирные дома – их доля в общем объеме строящегося жилья должна быть не менее 67 %. Драйвером станет ипотека: если в 2017 году на «ипотечные» дома приходилось 33,3 % ввода, то к 2024 году – уже 66,2 %. В паспорт жилищного проекта заложено снижение среднего уровня ипотечных ставок: на 2019 год плановый показатель составляет 8,9 %, на 2021­й – 8,5 %, на 2024­й – 7,9 %.

Однако представители строительной сферы не особо верят в то, что в этом году ипотечная ставка составит плановые 8,9 %. В целом по России она держится на уровне 10,25 %. Для стимулирования спроса на жилье президент ассоциации НОСТРОЙ Антон Глушков предложил рассмотреть вопрос об ипотечных каникулах для тех, кто покупает квартиры с использованием эскроу­счетов, а также подумать о расширении категорий граждан, имеющих право на льготные ставки по ипотеке.

Для самих застройщиков глава НОСТРОЙ также попросил послаблений, касающихся нового механизма финансирования строек. Напомним, с 1 июля все новые проекты должны финансироваться с использованием эскроу­счетов, при этом для уже строящихся объектов были сделаны исключения – такие счета не нужны при достижении планки в 10 % проданных квартир в доме и 30 % готовности самого объекта. Ранее Минстрой заявил о готовности разрешить застройщикам подтверждать такую степень готовности объектов до 1 октября. По информации Антона Глушкова, из 130 млн. кв. м строящегося сейчас жилья на 1 июля требованию о 30­процентной готовности соответствует 60 млн. кв. м, однако заключение, подтверждающее такую степень готовности, получено лишь на 14 млн. кв. м. В связи с этим он предложил максимально ускорить процедуру выдачи таких бумаг, а срок для фиксации этого критерия продлить до 31 декабря. «Риски минимальны, поскольку сейчас застройщики, не имеющие 30­процентной готовности, не могут работать с деньгами дольщиков – за это время ДОМ.РФ сможет развернуть программу гарантирования, чтобы региональные проекты, которые сейчас не являются привлекательными для банков, смогли получить проектное финансирование», – подчеркнул глава НОСТРОЙ.

Регионы, в свою очередь, для достижения показателей по вводу жилья просят расширения подпрограммы «Стимул» (входит в федеральную целевую программу «Жилище»). Она предусматривает финансовое участие центра в строительстве социальной и дорожной инфраструктуры на местах. По мнению губернатора Ставропольского края Владимира Владимирова, ее реализация даст возможность эффективнее продавать построенное в регионе жилье. В текущем году на эту подпрограмму из федерального бюджета выделяется 22,5 млрд. рублей – ранее премьер уже поручал рассмотреть возможность увеличения финансирования «Стимула» на три года. Минстрой совместно с Минфином уже готовят предложения по этому вопросу.

AiS2(152)2019

 
 
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер