Главная | Архитектура и строительство | Статьи | События | Евгений ДОЛИН: «Города сегодня конкурируют за экономически активного жителя, и свет им в этом большой помощник»

События

Евгений ДОЛИН: «Города сегодня конкурируют за экономически активного жителя, и свет им в этом большой помощник»

ais3153vn_26

ais3153vn_27

Евгений ДОЛИН:

«Города сегодня конкурируют за экономически активного жителя, и свет им в этом большой помощник»

Создание комфортной городской среды невозможно без качественного света. Привлекательность города для жизни во многом зависит от того, как организовано освещение местных улиц и дорог. О передовых технологиях, новых трендах и проблемных вопросах в этой области рассказал независимый эксперт по светодиодным технологиям, с 2010 по 2019 гг. – генеральный директор Ассоциации производителей светодиодов и систем на их основе (АПСС) Евгений ДОЛИН.

«Тепло» или «холодно»?

­ В городской среде сегодня наблюдается тренд на человекоориентированное освещение. То есть свет нужен не просто для того, чтобы мы видели, куда идем, и не споткнулись о препятствие – он помогает создавать среду, в которой комфортно находиться. Горожане стали больше времени проводить на улице. Если поколение, которому сегодня за шестьдесят, выросло в условиях, когда в 9 часов вечера все шли по домам и спать, то сейчас в это время город только начинает жить. И торговля, и досуг – все это активно развивается в вечернее время. Люди хотят, чтобы в темное время суток на улицах им было так же комфортно, как днем. И город должен обеспечивать эти потребности жителей.

Сегодня появляются различные варианты требований городских властей по ограничению цветовой температуры – то есть регламентируется, насколько теплый или холодный должен быть свет. Так, Москва установила предельно теплый «оттенок» наружного освещения – 2700 К, это практически как лампы накаливания. А Санкт­Петербург больше склоняется к показателям 3500­3700 К – это так называемый дневной свет.  Какой вариант будет положен в основу будущих рекомендаций и стандартов, трудно сказать, это надо решать совместно с социологами, светотехниками,  архитекторами. Нужно учесть, сколько света придется на рекламу, архитектурную подсветку, функциональное освещение.

Качество формы и содержания

Светодиодные технологии способны решать весь спектр светотехнических задач, и в первую очередь по энергоэффективности. С 2020 года, согласно предписанию руководства страны, все уличные светильники в обязательном порядке должны иметь возможность изменения светового потока – диммирования. Реализовать это требование с любыми лампами нельзя. В основном наши светильники работают в режиме «включил – выключил». Новая законодательная база подводит нас к тому, чтобы все наружное освещение стало светодиодным.

LED­элементы – это качественное «содержание», которое требует соответствующей «формы».  Светодиоды экологичны и в эксплуатации, и в утилизации, но другой вопрос – из чего сделан сам светильник. Сегодня широко распространен алюминиевый профиль, однако получить с его помощью красивый, эстетичный осветительный прибор, который не будет выглядеть слишком примитивно, довольно сложно.  Как правило, он напоминает брусок, насаженный на консоль уличной мачты. Поэтому, на мой взгляд, время профилей уходит. На смену им приходят корпуса из литого алюминия. Во многих городах уже прямо прописывают это требование в техническом задании. Но корпус корпусу рознь. Сегодня массово используют дешевые приборы из низкокачественного алюминия с большим количеством примесей, в основном китайского производства, – они недолговечны и подвержены коррозии. К сожалению, визуально никогда не определишь, из какого алюминия сделан корпус светильника, прослужит ли он обещанные 15 лет или быстро начнет разрушаться.

Защитное стекло тоже обязано быть надежным. В случае падения оно не должно нанести непоправимого вреда людям и имуществу. Ведь, упав с высоты 8 метров, стекло может убить – если не весом, то осколками.

Плохой свет – хуже темноты

Перевод городских магистралей с ламповых светильников на светодиодные часто вызывает непонимание у людей. Дело в том, что для светодиодов используют специальные линзы, которые фокусируют световой поток – в результате свет попадает в нужное место на проезжей части, а не охватывает все примыкающее пространство. Жители, привыкшие к фонарям, которые освещают не только дорогу, но и прилегающие тротуары, кустарники, фасады домов, начинают возмущаться, что стало темно. В Москве решили этот вопрос правильно – они заменяют светильник, который стоял на столбе, скажем, на Садовом или Бульварном кольце, на два прибора: один, мощный, освещает проезжую часть, второй, маломощный, – тротуар. Да, такое решение дороже того, что было раньше. Но это новое качество городской среды.

Руководители городов должны понимать, что они сегодня конкурируют между собой за экономически активного жителя, и свет им в этом большой помощник. Если свет плохой, то лучше не надо его вообще.

«Сияющие» города

Качество уличного освещения во многом зависит от компетентности местных властей. В небольших городах, к сожалению, работают по принципу – на что хватило денег и ума, то и поставили. В итоге где­то получается «пересвет», а где­то полная тьма. Дороги увеличивают пропускную способность, а светильники остаются прежними, и их мощности не хватает. Оценку качества освещения делают очень редко. Раньше сотрудники ГИБДД выезжали в вечернее время на место происшествий, обязательно имея при себе люксметр – прибор, измеряющий освещенность. Сейчас этого нет, и надзор за качеством освещения дорог очень фрагментарный. В свое время у муниципалитетов не хватало денег, чтобы сделать качественный свет – какие были лампочки, такие и ставили абы как. А теперь нужно еще больше средств, чтобы привести все в соответствие, пригласить квалифицированных специалистов.

Тем не менее есть регионы, где власти хотят создавать качественную световую среду. Отличный пример – Владимирская область, где за последние 5 лет проделана огромная работа по организации освещения. По­новому засияли Муром, Владимир, Гусь Хрустальный. Эти города «выстрелили» первыми с хорошим светом. В прошлом году был реализован знаковый проект в Иванове, где губернатор поставил задачу, чтобы город не просто был качественно освещен, но и чтобы этот свет был «умным», его можно было корректировать. Так, в частном секторе сделали теплый свет, более привычный для жителей, а в центральной части города – более бодрящий дневной свет. Реализованное решение сегодня является самым современным в стране. Также готовятся проекты в Курске, очень интересная модель работает в Волгограде.

Неграмотные заказчики и производители­однодневки

Большую помеху развитию отрасли создает неквалифицированный заказчик. Тот, который рассчитывает, что можно поставить светильник за две копейки и он будет служить много лет. Такие примеры у нас тоже есть. В Рязани возбудили уголовное дело, когда город после замены освещения стал темным. А в Петрозаводске неграмотные монтажники не смогли справиться с оборудованием – перепутали светильники для улиц и для дворов: на придомовых территориях установили мощные приборы, а на дорогах и в общественных местах – маломощные. Вот что бывает, когда решать муниципальные задачи берутся непрофессионалы.

Другая проблема – это организация торгов. Сегодня аукционы мотивированы только на снижение цены, но никак не на повышение качества. Конкурс может выиграть любой производитель, если его предложение дешевле. И заказчик не имеет возможности отказать такой фирме, даже если она однодневка, которая вчера появилась и завтра умрет. Во всех развитых странах подобные компании, чей потенциал не соответствует государственной задаче, даже не подумают сунуться на федеральные торги. А у нас это повсеместно, и недобросовестные поставщики продукции с радостью пользуются несовершенством российского законодательства.

Конечно, когда речь идет о федеральных трассах, крупных городах, знаковых проектах – там, безусловно, стоит качественный свет. Но в небольших поселениях стараются экономить на всем, и там очень много низкокачественной продукции в наружном освещении.

В целом в области профессионального (не бытового) освещения российские производители чувствуют себя довольно уверенно и занимают наибольшую долю рынка. Однако уже пора государству создать систему контроля качества и маркировки продукции. Тогда наши компании получат те конкурентные преимущества, которые национальные производители имеют во всем мире.

Свет будущего

Думаю, тренд будущего – это переход к освещению, которое является органической частью городской среды. Со временем уйдут в историю мачты и прожекторы – освещение станет единой системой, менее заметной глазу. Например, подсветить тротуар помогут перила со светодиодными линиями, аккуратно будут подсвечиваться кроны деревьев и т.д. Образно говоря,  мы научимся не топором тесать, а работать с помощью тонких инструментов. Это касается не только улицы, но и дома. Уйдут в прошлое люстры и бра – они останутся только как исторический раритет, в квартирах будет работать отраженный от поверхности свет. Городское освещение будет легко управляться и корректироваться в зависимости от времени дня и года. Так, зимой, когда выпадает снег и света становится много, можно существенно уменьшить яркость освещения – особенно это актуально в северных регионах страны. В будущем мы будем использовать свет более гибко, более рационально, более «вкусно» – чтобы эффективно выполнять нужные задачи и получать удовольствие от жизни.

Развитие рынка света в контексте обеспечения современной световой среды я связываю с трендом по формированию моды на высококачественный свет. Этот тренд развивают сегодня представители новой профессии – светодизайнеры, специалисты, владеющие в равной степени и техническими вопросами, и архитектурно­художественными, и, что очень важно, современными представлениями о потребностях общества в качестве жизни.

Свет – это социальное благо, а благ, как известно, много не бывает! Больше света – больше благ!

AiS3(153)2019

 
 
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Закрыть

У нас новый сайт!

Вся актуальная информация на новом сайте!

sectormedia.ru

Перейти