Главная | Архитектура и строительство | Статьи | События | Лифтовики раскритиковали «дорожную карту» развития отрасли

События

Лифтовики раскритиковали «дорожную карту» развития отрасли

ais4154vn_28

ais4154vn_29

Лифтовики раскритиковали «дорожную карту» развития отрасли

Главной темой XII Всероссийской конференции работников лифтового комплекса стало обсуждение плана мероприятий по развитию отрасли в стране. Специалисты потребовали отправить документ на доработку, так как он не отражает всех потребностей отрасли – в первую очередь, по совершенствованию технологий и производства лифтов, от которых зависят жизнь и здоровье граждан.

Старым лифтам дали еще пять лет

Открывая конференцию, президент Национального лифтового союза (НЛС) Виктор Тишин кратко описал ситуацию в отрасли, обозначив основные события и достижения 2019 года.

Уходящий год оказался богат на знаковые даты: 70­летие лифтовой отрасли, 30­летие АДС «СО «Лифтсервис» – первого профессионального объединения специализированных лифтовых организаций, 5­летие Совета по профессиональным квалификациям (СПК) в лифтовой отрасли, сфере подъемных сооружений и вертикального транспорта.

Благодаря длительным и плодотворным усилиям сократилось количество старого лифтового фонда: сегодня в замене нуждаются не 130 тыс. объектов, как сравнительно недавно, а 93,5 тысячи (20 % лифтового парка вместо 30 %).

Одним из инструментов, позволившим добиться такого прогресса, стали программы ускоренной замены лифтов, отработавших 25 лет. За первый квартал 2019 года они позволили привлечь 10 млрд. рублей внебюджетных средств для обновления 4832 лифтов.

С места стронулось решение «проблемы 2020 года». До 15 февраля 2020 года было необходимо привести в соответствие с требованиями Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011) все лифты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу ТР ТС 011/2011 и отработавшие назначенный срок службы.

В начале года НЛС поставил в известность органы государственной власти РФ о том, что отправить на покой массу устаревшей подъемной техники в срок не удастся, а на заседании 30 сентября Совет Евразийской экономической комиссии издал распоряжение о переносе срока замены на 15 февраля 2025 года.

Прозрачный – значит, безопасный

Правда, до сих пор не удалось решить проблему установления надзора за Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов (утв. Постановлением Правительства РФ от 24 июня 2017 г. № 743). Лифтовое сообщество надеется, что надзор за лифтами поручат тем же профессионалам, которые занимались им ранее, потому что изъянов в этой области хватает.

Более прозрачным рынок сервиса лифтового оборудования стал со вступлением в силу уведомительного порядка начала деятельности для организаций, осуществляющих монтаж, демонтаж, эксплуатацию, в том числе обслуживание и ремонт лифтов, подъемных платформ для инвалидов, движущихся пешеходных дорожек, эскалаторов (за исключением эскалаторов в метрополитенах).

С 1 сентября 2018 года предприниматели обязаны ставить в известность Ростехнадзор о начале своей деятельности в том регионе, в котором они реально трудятся, т.е. если лифтовая компания из Владивостока решит развернуть бизнес в Калининграде, она должна будет заявить о себе именно там.

Таким образом, подытожил свою речь президент НЛС, отрасли в ее текущем виде удается гарантировать безопасность пользователям вертикального транспорта. Главная задача, которая стоит перед ней, – это реализация плана мероприятий («дорожной карты») по развитию лифтовой отрасли от 29 августа 2019 года, взаимодействие с вовлеченными в этот процесс государственными структурами.

Приоритет – среднему и малому бизнесу

Многие участники конференции сошлись во мнении, что документ, возникший из протокола совещания у Председателя Правительства РФ от 5 февраля 2019 года № ДМ­П9­7пр, стал главной причиной турбулентности в отечественной лифтостроительной промышленности, которая перекинулась на остальную отрасль.

По внешним признакам поводов переживать за лифтостроение России нет: количество вводимых в эксплуатацию лифтов из года в год растет, а доля импортной продукции сокращается (41 % в 2015 году против 31 % на текущий день).

Начиная с 2017 года среднегодовой объем рынка замены лифтов достиг 30 млрд. рублей (в ноябре 2019 года эта сумма уже перевалила за 33 млрд. рублей), в текущем году 99 квалифицированных подрядных организаций меняют почти 15 тысяч лифтов. Новые отечественные лифты соответствуют стандартам, гармонизированным со свежими европейскими и международными аналогами.

По данным Комитета по аналитике и статистике НЛС, по 20 % лифтового рынка России занимают Карачаровский и Щербинский лифтовые заводы, 12 % приходится на продукцию компании «ОТИС Лифт», 17 % рынка удерживает ОАО «Могилевлифтмаш», а 29 % остается всем остальным предприятиям.

Однако ситуация в российском лифтопроме остается неспокойной. По мнению президента Ассоциации «Российское лифтовое объединение», члена президиума Общественного совета при Минстрое Сергея Чернышова, в основе «дорожной карты» лежит стремление сконцентрировать весь жизненный цикл лифта в руках изготовителей оборудования.

При худшем сценарии консолидация лифтопроизводительных мощностей может достигнуть масштабов Евразийского экономического союза (включая белорусские заводы), и тогда образуется мегаструктура, которая охватит 80 % рынка российских лифтов.

Концентрировать всю мощь отрасли только в крупных предприятиях нельзя, уверен Сергей Чернышов, потому что эта форма бизнеса неустойчивая. В последние годы из­за банкротства группы компаний «СУ­155» пострадал Щербинский лифтостроительный завод, а банкротство Промсвязьбанка рикошетом задело Карачаровский завод.

Президент РЛО заявил, что мир движется по пути развития малого и среднего бизнеса, который позволяет пережить экономические потрясения, сохранив производственный потенциал.

Лифты – однозначно сложные технические устройства, но не настолько сложные, как самолет или космический корабль, чтобы региональным производителям нельзя было доверить делать их, заключил он.

«Дорожная карта» как угроза

Мнения знатоков по поводу «дорожной карты» можно свести к следующему знаменателю: некоторые ее разделы, например, связанные с заменой лифтов и господдержкой этой деятельности, внушают оптимизм (памятуя, что проекты ускоренной замены лифтов были запущены без помощи государства), но в целом она несет угрозу для отрасли.

Эти опасения поддержали профсоюзы, которые первыми вступились за лифтовиков, Общественная палата Российской Федерации, «ОПОРА России», другие общественные организации и отдельные государственные органы.

12 ноября видные деятели лифтовой отрасли не просто раскритиковали положения «дорожной карты», но и поставили ребром вопрос о ее легитимности с юридической точки зрения.

Во-­первых, подписана карта руководителями двух министерств – Минпромторга и Минстроя. Но в качестве соисполнителей в ней указаны и Минфин, и Минэкономразвития, Федеральная антимонопольная служба, Ростехнадзор, Росстандарт, Минтруд и т.д. Очевидно, что для раздачи предварительно несогласованных указаний широкому кругу адресатов, не подчиненных Минпромторгу и Минстрою, объем властных полномочий должен быть выше.

Во­-вторых, при внимательном прочтении документов обнаруживается, что составители бумаги выбились за рамки протокольных поручений Председателя Правительства РФ от 5 февраля с.г.

В пункте № 10 протокола предполагалось создание плана мероприятий по развитию производства лифтового оборудования, а «дорожная карта» де­факто оперирует категориями всей отрасли!

По приблизительным подсчетам, рынок замены лифтов, отработавших 25 лет, оценивается в 220 миллиардов рублей, не считая затрат на ежегодное обновление лифтового парка из­за его естественного старения. Понятно, что желающие освоить такие суммы всегда найдутся.

«Хуже всего то, что нас отрывают не от денег, а от общественной деятельности, лишают возможности выражать свою гражданскую позицию, – заявил с трибуны президент НЛС Виктор Тишин. – Мы будем делать все, чтобы сохранить ее и каналы ее донесения, сохранить профессиональное сообщество и предлагать гражданам безопасность при эксплуатации лифтов».

Когда накал страстей вокруг «дорожной карты» достиг апогея, на конференцию прямо с заседания Российской трехсторонней комиссии приехал начальник отдела социально­трудовых отношений Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения Евгений Агитаев и разрядил обстановку. По его словам, проходившее в правительстве заседание по поводу неоднозначного документа выдалось напряженным, но в итоге одним из пунктов его решения четырем ведомствам (Минстрою, Минпромторгу, ФАС и Ростехнадзору) поручили переработать карту. В целом она признана целесообразной, но не как приказ, подлежащий безоговорочному выполнению, а как набор рекомендаций по развитию отрасли и реализации проектов по замене лифтов в жилом фонде.

По материалам «ЛифтИнформ»

AiS 4(154) 2019

 
 
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Закрыть

У нас новый сайт!

Вся актуальная информация на новом сайте!

idsmedia.ru

Перейти