Главная | Архитектура и строительство | Статьи | Градостроительство | Архитектурно-градостроительный совет Омской области

Градостроительство

Архитектурно-градостроительный совет Омской области

Омск, 3 июня 2011 г.

Erlih1. О состоянии территориального планирования и задачах органов местного самоуправления по градостроительному обеспечению реализации целевой программы Омской области «Развитие жилищного строительства в Омской области (2011 – 2015 годы)».

*Необходимые сокращения
- ГК РФ – Градостроительный кодекс Российской Федерации
- ГК – Градостроительный кодекс
- РФ – Российская Федерация
- ИСОГД – информационные системы обеспечения градостроительной деятельности

В. А. ЭРЛИХ, министр строительства и ЖКК Омской области (текст сообщения публикуется в сокращении):

28 апреля в городе Омске состоялось заседание Координационного совета МА «Сибирское соглашение» по архитектуре и строительству. В числе других на совете был рассмотрен вопрос «О документальном обеспечении территориального планирования в регионах Сибири».
Омская область входит в число нескольких регионов, где вопросы территориального планирования решаются успешно, при минимальных бюджетных затратах. В октябре 2010 года по результатам общероссийского конкурса региональных стратегий и программ социально-экономического развития субъектов Федерации Омская область была отмечена дипломом первой степени Госдумы и Минрегиона России «За особые достижения в территориальном планировании».
Надо сказать, что к решению проблемы территориального планирования Омская область подошла по-своему. Мы исходили из того, что, во-первых, для создания полноценной региональной системы регулирования градостроительной деятельности потребуются продолжительное время и значительные финансовые вложения, а максимальные результаты, в частности, для реализации национального проекта нужно обеспечивать уже сейчас.
И, во-вторых, нерационально было бы тратить бюджетные деньги на подготовку новых генеральных планов всех поселений в ситуации, когда постоянно меняется градостроительное законодательство (в Градостроительный кодекс со времени его принятия внесено уже более 30 изменений), когда отсутствует необходимая планово-картографическая основа, а также сведения о границах:
- сельхозугодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного и водного фонда, зон с особыми условиями использования;
- т. н. паевых наделов на территориях, прилегающих к населенным пунктам;
- «территорий объектов культурного наследия» (само это понятие законодательно не определено).
Отсутствуют достоверные кадастровых данные о расположении на местности земельных участков и объектов недвижимости. (Кадастровый учет ведется в многочисленных местных системах координат). Нет схемы территориального планирования РФ, определяющей планируемое размещение объектов федерального значения и стратегические направления пространственного развития страны и регионов.
Кроме этого, процесс территориального планирования практически не обеспечен в нормативно-правовом отношении. Не приняты на федеральном уровне технические регламенты по планированию территорий, положения по составу и содержанию документов территориального планирования, не установлен порядок разработки и экспертизы градостроительной документации, нет необходимых единых классификаторов для разработки документов территориального планирования.
В то же время в Омской области 369 из 391 поселения имели на момент принятия ГК РФ генеральные планы, действующие в пределах расчётных сроков.
Анализ также показал, что в период, предшествующий принятию Градостроительного кодекса РФ, существенных изменений в пространственно-территориальном развитии поселений не произошло. Генеральные планы практически не были реализованы.
При этом в соответствии со ст. 2 Федерального закона № 191-ФЗ «О введении в действие ГК РФ», «утвержденная до введения в действие ГК РФ градостроительная документация, в том числе генеральные планы городских и сельских поселений, действует в части, не противоречащей ГК РФ.
Учитывая данное положение, а также положение части 2 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ о возможности подготовки генпланов поселений, применительно к отдельным населённым пунктам, было принято решение сосредоточить совместные усилия Минстроя и органов местного самоуправления Омской области на актуализации существующих генеральных планов. Такой подход был одобрен Минрегионразвития РФ.
Принимая во внимание отсутствие в муниципальных образованиях градостроительных кадров, специалисты Минстроя организовали учебно-методическую работу по актуализации имеющихся генеральных планов. (Практически перешли на «ручное управление» в этой сфере). Было проведено около 150 семинаров, не считая индивидуальных консультаций.
Органам местного самоуправления были направлены примерные формы муниципальных нормативно-правовых актов в сфере градостроительства и подробные «Рекомендации по разработке правил землепользования и застройки», подготовленные за счёт областного бюджета.
Благодаря этому все мероприятия по корректировке (актуализации) генеральных планов осуществлялись без участия областного бюджета и с минимальными затратами со стороны муниципальных бюджетов. Актуализированные генеральные планы утверждались в соответствии с процедурой, установленной Градостроительным кодексом.
На основе утверждённых генеральных планов, региональных и местных нормативов градостроительного проектирования разрабатывались правила землепользования и застройки. Учитывая положения части 4 ст. 31 ГК, правила землепользования и застройки разрабатывались также применительно к территориям отдельных населённых пунктов при отсутствии генеральных планов. Сегодня правила уже разработаны и утверждены в 1405 населённых пунктах (из 1500).
В Омской области, как известно, 424 муниципальных образования (1 городской округ, 32 муниципальных района, 391 поселение, 365 из которых – сельские и 26 – городские).
К настоящему времени приняты все предусмотренные законодательством нормативные правовые и градостроительные документы регионального уровня. Это закон о регулировании градостроительной деятельности, региональные нормативы градостроительного проектирования, Схема территориального планирования Омской области и план её реализации.
Органами местного самоуправления, в свою очередь, утверждены: генеральный план, план реализации генерального плана и правила землепользования и застройки городского округа город Омск; генеральные планы, правила землепользования и застройки, местные нормативы градостроительного проектирования в 95% поселений Омской области.
Затраты областного бюджета на подготовку документов территориального планирования составили – 137,45 млн. рублей, из которых 99,5 млн. – на подготовку градостроительной документации городского округа. Муниципалитеты городских и сельских поселений потратили на эти цели около 2 млн. рублей. (На порядок меньше, чем в других регионах СФО). На картографо-геодезические работы было выделено из областного бюджета 84,5 млн. рублей.
В апреле и мае этого года проведён отбор муниципальных образований и распределены средства областного бюджета в размере 18,5 млн. рублей на подготовку новых генеральных планов райцентров Омской области, или точнее – соответствующих городских и сельских поселений.
Общая сумма средств, предусмотренных в 2011 году для софинансирования затрат муниципальных бюджетов на подготовку генеральных планов, составит 23,5 млн. рублей.
В настоящее время в стадии разработки находятся Схемы территориального планирования районов. Предполагается их утвердить к концу 2011 года.
В рамках оказания содействия органам местного самоуправления в подготовке схем территориального планирования Минстроем в январе текущего года подготовлены для каждого района исходные данные из состава Схемы территориального планирования Омской области и материалов по её обоснованию, а также планово-картографическая основа для проектирования.
Учитывая, что в Омской области отсутствуют межселенные территории, органам местного самоуправления, по существу, осталось решить только один вопрос – о размещении объектов местного значения района, а также подготовить необходимые текстовые материалы. Это потребует минимальных финансовых затрат (во многих районах без проведения конкурсов).
Нет никаких оснований откладывать эту работу, и Минстрой настоятельно рекомендует утвердить схемы территориального планирования районов в 2011 году.
Большинство органов местного самоуправления, пусть не сразу, но осознали значение градостроительной документации в процессе управления территорией, организации строительства, а также серьёзность правовых последствий, которые вступают в силу в случае отсутствия этой документации. В то же время в Калачинском районе в 13 поселениях утверждены генеральные планы только на 3 населенных пункта, в то время как имеется 32 генеральных плана, разработанных до 2005 года. Правила землепользования и застройки формально утверждены во всех 55 населенных пунктах, но без градостроительных регламентов, ради которых, прежде всего, и принимаются Правила.
В Тевризском районе генпланы утверждены в 3 поселениях из 14.
В Муромцевском районе правила землепользования и застройки утверждены только в 2 населенных пунктах из 56. А в Омском районе – в 68 населенных пунктах из 94.
При этом необходимо отметить, что градостроительные регламенты определяют: виды разрешенного использования земельных участков, их возможные размеры, параметры разрешенного строительства, ограничения по использованию. Поэтому они имеют особенно важное значение в реализации национального проекта. (К тому же при отсутствии правил землепользования и застройки с 31 декабря 2012 года не допускается выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт). Необходимо до конца 2011 года ликвидировать допущенное отставание в указанных районах.
В 2008 – 2009 годах по инициативе Минстроя в рамках заключенного с Управлением Роснедвижимости по Омской области соглашения была совместно профинансирована (50:50) большая часть работ по созданию и обновлению цифровой планово-картографической основы Омской области.
В 2010 году эта работа была продолжена Минстроем, и в результате 1076 населенных пунктов Омской области в настоящее время обеспечены современными ортофотопланами масштаба 1:2 000.
Создана также местная координатная основа региона – МСК-55-2008 и спутниковая опорно-межевая сеть в количестве 32 мест закрепления базовых станций. Переведены в региональную систему координат имеющиеся топографические планы населённых пунктов масштаба 1:500 и 1:2000, а также – в электронный вид архивные планово-картографические материалы на территорию Омской области масштаба 1:10 000 и 1:25 000.
Достигнуто взаимопонимание с Росреестром в вопросе о переходе на единую местную региональную систему координат всех субъектов градостроительной и землеустроительной деятельности.
К полномочиям органов местного самоуправления относится ведение ИСОГД. В 2006 году по заказу Минстроя Омской области разработана автоматизированная информационная система обеспечения градостроительной деятельности, которая в 2007 году внедрена в эксплуатацию во всех районах. Приобретена необходимая оргтехника, оборудованы помещения.
Однако не во всех районах данная работа организована должным образом. В 2009 году ведение ИСОГД осуществлялось в 31 районе (за исключением Нижнеомского), в 2010 году – в 18, а по состоянию на апрель 2011 года – лишь в 12 районах. Основные причины – недопонимание важности данной деятельности для муниципальных образований, отсутствие программно-технического оснащения, квалифицированных специалистов, текучесть кадров, сокращения и др.
Такое положение на сегодняшний день является просто недопустимым. В соответствии с последними изменениями ГК РФ с 1 сентября 2011 года вся информация о документах территориального планирования, картографических материалах, инженерных изысканиях должна размещаться в государственной информационной системе территориального планирования РФ.
В этой связи Министерство предлагает оказать содействие в приведении систем ИСОГД районов в соответствии с требованиями законодательства. Планируется провести обучение специалистов, с предоставлением необходимого программного обеспечения для обмена градостроительной информацией в рамках Lotus Notes. И сделать это желательно до 1 сентября.
Работа по территориальному планированию в Омской области продолжается. При этом необходимая нормативно-правовая и техническая база для обеспечения и регулирования градостроительной деятельности и земельных отношений в подавляющем большинстве районов уже существует.
На основании утверждённых генеральных планов, несколько тысяч гектаров перспективных для жилищного строительства земель включены в границы населённых пунктов и переведены в земли населённых пунктов. Через Фонд развития жилищного строительства, решаются вопросы об использовании для жилищного строительства земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Наша общая цель, которую мы ставим перед собой и органами местного самоуправления, – до 31 декабря 2012 года полностью завершить формирование документов территориального планирования и градостроительного зонирования, привести их в соответствие с принятыми изменениями в законодательство. Учитывая, что с этой даты предоставление земельных участков для строительства по процедуре предварительного согласования будет ограничено, необходимо также подготовить в муниципальных образованиях возможно большее количество проектов планировки.
В Омской области за период реализации подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» ФЦП «Жилище» получили поддержку 9 инвестиционных проектов. Из них 5 проектов малоэтажной застройки в районах области. Обязательным и необходимым условием для участия в конкурсных отборах было наличие проектов планировки и межевания территорий. В результате получена поддержка из федерального бюджета на субсидирование процентных ставок по кредитам на строительство инженерных коммуникаций в объёме 21,5 млн. рублей и на финансирование строительства автомобильных дорог – около 600 млн. рублей.
К концу 2011 года в каждом районе должно быть подготовлено не менее одного проекта планировки территории, предназначенной для жилищного строительства.
Сегодня уже утверждено 19 таких проектов в 11 районах. Более 30 находятся в стадии подготовки. В списке перспективных еще более 60 площадок.
Необходимо, чтобы в составе проектов планировки разрабатывались проекты межевания и градостроительные планы земельных участков в соответствии с региональными и местными нормативами градостроительного проектирования. Такая документация позволит обеспечить опережающее предложение земельных участков для жилищного строительства и прокладки инженерных коммуникаций, существенно сократить время предоставления земельных участков, ликвидировать все возможные барьеры в этой сфере.

obshbel

2. О создании национально-культурного комплекса

Т. В. СТОЛБОВА, руководитель ПИ «Горстройпроект» (текст сообщения публикуется в сокращении):

Предложение Губернатора Омской области, Председателя Правительства Омской области Л. К. Полежаева о создании национально культурного комплекса и принятие Правительством Омской области 23 сентября 2009 года соответствующего распоряжения было единодушно поддержано руководителями и активистами национально-культурных объединений, представителями науки, культуры и образования.
В октябре 2009 года вопрос создания комплекса был рассмотрен на заседании Архитектурно-градостроительного совета Омской области, принявшем решение о его размещении на участке, прилегающем к рекреационной зоне «Парк 300-летия города Омска» по ул. Перелета – ул.Ватутина.
Структура комплекса, как постоянно действующего единого пространства, предусматривает:
площадь для проведения массовых мероприятий на 3-5 тыс. человек с установкой крытой сцены (или разноуровневой планировкой территории);
общие помещения для дирекции, проведения мероприятий, организации информационно-методической, образовательной, культурно-досуговой, научной, благотворительной и иной совместной работы – зрительный и выставочный залы, зал для проведения торжественных приёмов, методический кабинет и библиотеку, студию звукозаписи, комнаты для национально-культурных объединений, учебных и творческих занятий. Для хранения экспонатов, инструментов, костюмов, реквизита, гараж;
национальные подворья, отражающие бытовые и историко-культурные особенности народов Омского Прииртышья.
На первичном этапе проектируется строительство 8 подворий с учётом основных национальных групп Омской области (русских, казахов, украинцев, немцев, татар, белорусов, армян, евреев). В перспективе, с учётом развития комплекса, заинтересованности общественных организаций – строительство подворий других народов, проживающих в Омской области.

armevr

 

 

 

 

 

 

 

 

С юга, юго-запада участок ограничен ул. Ватутина, с западной стороны расположена территория Дворца молодёжи. С севера участок примыкает к территории, застроенной частными гаражами и автостоянками.shema
На начальной стадии проектирования было рассмотрено несколько компоновочных схем, в основе которых было положено задание на проектирование. Общей чертой во всех вариантах является расположение административного здания Национально-культурного центра по ул. Ватутина, что позволяет включить Национально-культурный центр в формирование застройки улицы и обеспечивает всему комплексу активную информационную позицию.
Вытекающая из компоновки схема функционального зонирования проста и понятна. Зона общественной функции, выходящая на
ул. Ватутина (административное здание, площадь для проведения общенациональных массовых мероприятий, эстрада и трибуны), являющаяся своеобразным вестибюлем, посредством пешеходного бульвара соединена с парковочной зоной и является главной композиционной осью всего комплекса.
Зоны национальных подворий насаживаются на главную ось и формируют планировочную структуру всего комплекса.
Предусмотренные проектом зоны резервных территорий, сомасштабные территориям национальных подворий, органично вписываются в квартальную структуру и имеют перспективную возможность подключения к инженерным сетям, предусмотренных проектом в коммуникационных коридорах, расположенных между первой и второй линиями застройки комплекса.

ukr
Транспортная схема предполагает разделение потоков грузового обслуживающего транспорта, легкового транспорта и пешеходного потоков.
В силу специфики и масштабности объекта, предполагается трехстадийная программа строительства. 1-я очередь – строительство инженерных сетей и коммуникаций; 2-я очередь – строительство административного здания национально-культурного комплекса с прилегающей к нему инфраструктурой; строительство площади для проведения общенациональных массовых мероприятий.
3-я очередь – строительство автомобильной парковки и дублирующего выезда с нее на ул. Ватутина; благоустройство и озеленение территории всего комплекса.

kaznem

 

 

 

 

 

 

 

 

 

rustat

 
 
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Закрыть

У нас новый сайт!

Вся актуальная информация на новом сайте!

idsmedia.ru

Перейти