Главная | Архитектура и строительство | Статьи | Проектирование | Аспекты формирования архитектурной среды для дошкольного образования

Архитектура и проектирование

Аспекты формирования архитектурной среды для дошкольного образования

По материалам научного исследования Н. В. Ламеховой (Уральская государственная архитектурно­художественная академия, г. Екатеринбург)

 

DSДошкольный возраст является первым и одним из самых важных периодов в становлении индивидуально­личностных качеств и способностей человека. И развивающий потенциал архитектуры зданий дошкольного образования (ДО) играет особую роль, как информационное пространство, неполноценность которого ведёт к потере многих потенциальных возможностей ребенка в будущем.
Сейчас, несмотря на то, что тенденции развития общества, культуры, образования меняются, здания ДО продолжают проектироваться и реконструироваться по старинке, не учитывая рост социальных требований, совершенствование учебно­воспитательного процесса и динамику развития научно­технических разработок. Проекты зданий ДО функционально статичны, однообразны, имеют небольшую долю типологической вариативности, что в значительной степени не соответствует требованиям современных педагогических методик и программ.
Экономия, стремление к удешевлению стоимости строительства при возведении объектов ДОУ привели к обнищанию архитектурно­художественного облика этих зданий, к развитию гомогенности визуального поля, утрате уникальных черт объекта в жилой застройке. Отсутствие специфических особенностей архитектуры зданий ДОУ, основанных на выявлении зрительных ориентиров, способствует возникновению депрессивного состояния у детей, апатии, которые в последующем (у взрослого человека) могут смениться проявлением агрессии и склонностью к вандализму.
В этой связи актуальным становится прогнозирование и развитие комплексной модели здания ДО в рамках соответствия функционально­планировочной гибкости, конструктивной рациональности, индивидуальности и оригинальности архитектурного облика, с учетом современных требований к архитектурной среде для дошкольного образования, развития её в будущем.
Современная практика архитектурного проектирования зданий ДО демонстрирует неподготовленность архитекторов и заказчиков к внедрению изменений. Планировочные и объёмно­пространственные параметры архитектуры зданий не соответствуют «современной системе отечественного дошкольного образования, которая строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности» [1], что особо затрудняет внед­рение перспективных образовательных методик и воспитательных программ.
90% информации ребенок получает через зрение. Свойственная детям повышенная активность и излишняя эмоциональность объясняют потребности детской психики в постоянном поиске зрительной информации. И здание ДО – это основное место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально­практического взаимодействия с окружающим миром (предметами, их формой и цветом) [2, с.3].
Постоянное увеличение потока информации, потребность всестороннего развития воспитанника ведут к усложнению функционального состава помещений ДО, созданию и развитию новых социальных возможностей и услуг.
По словам Н. Гришаевой, старшего научного сотрудника Института социологии РАН, моделирование социокультурной пространственной среды ДО должно быть основано на «свободе выбора занятий и увлечений… Дети свободно перемещаются по всей территории центра, которая разделена на определённые пространства: библиотека – место интеллектуальных занятий, «Зимний сад» – место релаксации и экологических занятий, «строительная площадка», театр, мастерская, музей, тренажёрный зал, «кукольная комната» и т. д.» [3], что приводит к осознанию нового значения здания ДО – как образовательного центра, обладающего расширенным составом функций, ориентированных на работу с детьми дошкольного возраста.
Современные отношения между детьми, основанные на свободе выбора и свободе перемещения, заставляют пересматривать существующую организацию «закрытой» планировочной структуры, которая препятствует реализации данной идеи.
Потребность в разностороннем развитии обуславливает наличие разнообразных занятий и игр в тематических зонах. Анализ функционально­планировочной структуры зданий ДО демонстрирует их присутствие в каждой групповой ячейке. Размещение и использование специализированного оборудования и материала в групповых ячейках зачастую дублирует их состав в других группах, а также ведёт к загромождению помещений по периметру. Экспериментальные исследования, проведённые
Г. В. Глушковой и С. И. Мусенко, определили невостребованный характер использования некоторых тематических зон, к которым следует отнести «музыкальный, физкультурный, природный, книжный уголки и театрализованную зону, которые номинативно существуют, но, несмотря на это, не используются детьми в самостоятельной содержательной форме» [4]. Вынос невостребованного оборудования в зону общественного центра позволил бы создать условия для проведения занятий в специализированных помещениях с воспитателем (педагогом), высвобождение площадей в пространстве группы увеличило бы зону для самореализации и самовыражения детей, устранило бы дублирование неиспользуемых тематических зон в групповых ячейках. Данное предложение не предусматривает полного исчезновения тематических зон в групповой ячейке, оно ориентировано на устранение загромождения оборудованием в игровых комнатах, спальнях и раздевалках.
Влияние новых методов воспитания, внедрение современных методик и программ обусловили пересмотр функционального состава помещений, их логических связей, повышения эстетических параметров архитектурной среды для дошкольного образования.
Как известно, дети неосознанно тянутся ко всему яркому и интересному. Поэтому эстетическая ценность архитектурной среды для дошкольного образования определяется свойствами её компонентов, способных вызывать позитивную зрительную реакцию у воспитанников, привлекая внимание, вызывая интерес, развивая творческое мышление и воображение. Для выявления эстетико­информационных носителей необходимо рассматривать как внутреннюю среду зданий, так и параметры среды внешней – прогулочного участка вокруг здания.
К сожалению, чаще случается так, что архитекторы идут по пути усовершенствований среды только по следам нововведений педагогов­рационализаторов. Самодеятельное стремление многих воспитателей вычленить малые пространства с помощью декоративных тканей, лёгких экранов или элементов передвижной мебели является доказательством несовершенства архитектурной среды существующих помещений. Исследования, проведённые в области учёта психофизиологических особенностей детей разных возрастных групп, свидетельствуют о необходимости зонирования помещений (выделении активной зоны и зоны отдыха – «тихих уголков»), необходимости включения цветовых акцентов, использования средств суперграфики и разнофактурных материалов для развития тактильных ощущений. И все это не является «украшательством», а представляет собой архитектурные приемы и средства по обеспечению смены деятельности и цветовых образов, способных снять зрительное и физическое переутомление.
Хотелось бы поставить процесс проектирования ДО с головы на ноги – сначала исследование, потом уже проектирование и практическое использование, а отнюдь не исправление уже имеющейся планировочной структуры по рацпредложениям практиков­воспитателей.
Для повышения эстетических параметров внешней и внутренней среды ДО, а также самой архитектуры объёма предлагается рассмотреть ряд возможностей в экологическом, функциональном, гигиеническом, психофизиологическом аспектах.
Так, использование «зеленых» кровель, «живых» изгородей и т. д. формирует зрительные ориентиры в комплексной застройке жилого района и повышает эмоционально­пластическую насыщенность форм архитектурной среды дошкольного образования. Применение «зеленой» кровли в здании способствует созданию приятного внешнего облика в жилой среде микрорайона при обзоре с верхних этажей, сохраняет температурный и влажностный режим внутреннего пространства помещений ДО, защищая здание от агрессивного воздействия погодных явлений (перегрева в летнее время, промерзания – зимой).
Качественные преобразования территории ДОУ рекомендуется производить путём увеличения прогулочных зон, организация которых может быть решена частично в объёме здания (веранды, террасы); индивидуального подбора растений и деревьев, их сочетаний; внедрения современных ландшафтных приёмов; качественного подбора разных видов покрытий игровых площадок, спортивной зоны, тротуаров. Использование разных цветовых и геометрических сочетаний покрытий: тротуарной плитки, брусчатки, эластичных покрытий (плит, плиток, матов, сегментов), песка, гравия – вносит разнообразие в архитектурную среду, может выступать сильным графическим средством для обозначения визуальных границ, повышающих внимание у детей.
Также рекомендуется превратить утилитарный участок для прогулок в интересное и познавательное пространство для игр и отдыха, предварительно объединив его со структурными элементами объёма здания. Часть пандуса или склон кровли могут выполнять функцию разгоночной площадки горки для катания в зимнее время, а в летнее – служить выразительным элементом ландшафтного решения всей территории ДО (рис.1).DSRis_1
На рисунке видно, как композиция из пересекающихся плоскостей поверхности земли и ската расчленяет архитектурное пространство участка, создает необычную открытую планировочную структуру из перетекающих друг в друга плоскостей, способствует созданию новых ландшафтных композиций летом и воссозданию русских традиций горок для катания зимой. Данный приём встречается в зарубежных проектах, но не был использован в отечественной практике, хотя эффективность его внедрения в условиях Урала и Сибири заслуживает высокой оценки.
Эксплуатируемые кровли ДО, используемые в качестве дополнительных прогулочных площадок, должны включать теневые навесы и надёжное ограждение по периметру, обеспечивающее безопасность пребывания воспитанников. Монотонный, неприступный характер ограждающей конструкции может устраняться за счёт ритма переменных по высоте плоскостей с устройством небольших проёмов для визуального контакта с природой. Проёмы защищены металлической решёткой с вертикальной рассечкой. Эксплуатируемая кровля в значительной степени расширяет набор архитектурно­художественных средств, повышает эстетические качества здания в плотной жилой застройке, является экономически эффективным логическим завершающим композиционным элементом.
В рамках оптимизации функционально­планировочной структуры архитектурной среды для дошкольного образования предлагается использовать следующие приёмы.
Приём функциональной универсальности и пространственной вариативности. Сезонные изменения Урало­Сибирского региона позволяют достичь более эффективного использования отдельных элементов территории учреждений ДО. Предлагается сезонное перепрофилирование открытых функциональных зон. Например, амфитеатр, предназначенный в летнее время для мультимедиа­информации на открытом воздухе, проведения праздников и мероприятий, театральных выступлений детей, в зимнее время года может функционировать в качестве катка.
При организации внутреннего пространства зданий ДО назрела необходимость «открытой» планировочной структуры, особенность которой состоит во всеобщей доступности сменных тематических зон, ориентированных на детей всех возрастных групп. Присутствие дополнительного спортивного оборудования способствует повышению интереса к подвижным играм, снижает риск заболеваний, оказывает корректирующее воздействие на здоровье воспитанников. Выделение небольших зон (2х2 (4) м) в общей структуре позволяет использовать безопасное сменное оборудование (путем замены или перестановки на другое место), вносит разнообразие при формировании внутреннего пространства.
Приём возрастной дифференциации и регулируемой автономности. Применение этого приёма учитывает возрастные различия развития детской психики и поведенческие особенности детей разного возраста и позволяет нейтрализовать психологическую нестабильность воспитанников (быструю смену настроения и утомляемость). Данный приём предусматривает оснащение зон (помещений) для активных и шумных игр «укромными» уголками, зонами отдыха, окнами­нишами и т. п.
Приём организации пространств различной степени изоляции реализуется в спальных помещениях ДО. Планировочная организация помещений в данном случае предусматривает пространственное деление на небольшие визуально изолированные пространства (рис. 2).DSRis_2Приём компенсации недостатка помещений. Организация дополнительных обслуживающих помещений при групповых ячейках, а именно помещений для организации сна на открытом воздухе, для ожидания и игр в виде пристроенных к выходам из раздевален веранд или навесов, будет способствовать улучшению санитарно­эпидемиологической ситуации, сокращению роста заболеваемости в целом. Размещение колясочных и саночных, кладовых для игрового и хозяйственного инвентаря, санузлов на участке и т. п. будет обеспечивать дополнительные удобства для родителей, персонала и детей.
Приём функционального заимствования – предполагает использование (присоединение) одного и того же помещения к разным функциональным зонам в зависимости от необходимости. Применение данного приёма при организации общего помещения для занятий на границе двух групповых ячеек способствует решению ряда организационных задач учебно­воспитательного процесса за счёт попеременного его использования (рис.3).DSRis_3
Использование трансформирующихся перегородок в учебном и экспериментальном комплексе позволяет делить пространство на отдельные зоны и даёт возможность проводить работу как с группой детей, так и с несколькими подгруппами одновременно (рис.4).
В рамках архитектурно­художественного аспекта можно использовать следующие приёмы.
Приём формирования «экологической архитектуры» предусмат­ривает активное использование средств формирования локальных DSRis_4экосистем: теплоприёмников (солнечный коллектор, фотоэлектрические модули), накопителей дождевой воды; конструктивных решений по обеспечению воздухообмена объёмно­пространственного каркаса (наличие «вентилируемой» кровли, фасада). В этом ряду предусматривается также активное включение форм живой природы: использование «зеленых» кровель, «живых» изгородей. Целесообразно и применение соответствующих архитектурных деталей: защитных козырьков, решёток, светопроницаемых поверхностей ограждающих конструкций, преград, оконных блоков, оснащённых встроенными системами вентиляции и энергосбережения.
Приём многослойной информативности. В архитектуре зданий ДО большое значение имеет пластика решения фасадов. При этом во избежание получения ребенком травм рекомендуется исключать прямые, острые углы, «мёртвые», непросматриваемые, зоны в местах повышенной физической активности детей и заменять их плавными, скруглёнными формами, полуоткрытыми пространствами; учитывать высоту размещения дополнительных поручней, оконных проёмов, освещения и оборудования. Элементы могут иметь метафорическое значение, например, типовые двери для взрослых людей и сказочные – для детей. Искусственно созданным элементам природной среды может быть присуща двойная функция. Так, кровля здания может плавно переходить в зелёный склон, что при обзоре здания издалека создает иллюзию холма. А при функциональном использовании зелёный склон может становиться частью игровой площадки. Это расширяет набор средств визуальной и функциональной информативности. Нижняя часть стены здания в качестве художественного оформления может включать элементы для лазания, небольшие карманы, «норки», ниши для отдыха или игры в прятки.
Новым решением на пути совершенствования архитектурного пространства в отечественной практике является заимствование некоторых архитектурных элементов, встречающихся за рубежом: лестница Скотта Джонса, решённая в виде сочетания винтовой лестницы и горки, а также объединение лестницы и пандуса (рис. 5).
Приём тщательной проработки деталей и фактур архитектурных элементов фасада, находящихся в поле зрительной и тактильной доступности
путём создания в пределах 2 м от земли участка фасада с особыми фактурными характеристиками (рис. 6). Возможность рисования или изучение тактильного материала на стене способствует привлечению детского внимания, проявлению любопытства и интереса, благотворно воздействуя на нервную систему на протяжении всего развивающего периода дошкольника. «Тактильные ощущения – огромная сфера нашей жизни и при нехватке тактильных ощущений ребенок может страдать физически, у него может снизиться настроение» [9].
Для создания непрерывной зоны творчества и активной зоны развития тактильных ощущений предлагается исключить границу перехода цокольной части в первый этаж. На поверхности стен комбинировать разнофактурные участки: гладкие (глянцевые и матовые) и шероховатые, а также наряду с твердой поверхностью использовать полутвердые (дерево, пластик), мягкие и эластичные (из резины, резиновой крошки, резино­каучуковые покрытия и других полимерных основ).
Приём цветового и светового зонирования – реализуется с применением цветного и тонированного стекла в качестве материала, способного изменять пространственные характеристики внутренней среды. Цветное и тонированное стекло может быть использовано как в стеклопакетах, так и встроено в осветительное оборудование в интерьере. Средством реализации данного приёма может выступать подсветка здания и освещение территории в вечерние часы зимнего периода.
Приём сценарности – разработка путей движения, с продуманной сменой воспринимаемых «картин», как окружающего пространства, так и архитектуры здания ДО. Это может способствовать преодолению монотонности коммуникаций в здании и путей передвижения на участке.
Тематический приём – характеризуется оформлением архитектурного пространства согласно определенной тематике мультипликационной, кинематографической, литературной по мотивам рассказов и сказок и т. д.
Приём сезонных и суточных изменений реализуется путём использования в архитектуре игры света и тени за счёт использования различных отделочных материалов (отражающих, матовых, прозрачных и полупрозрачных) и пластики фасадов здания ДО. Данный приём позволяет значительно обогатить архитектуру здания в течение светового дня и изменить облик в соответствии с сезоном.

Библиография 
1. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Ерофеевой Т.И. – М.: Академия, 1999. – 344с.
2. Кирьянова Р.А. Проектирование предметно­развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: Пособие для логопедов и воспитателей. Мастер­класс для логопеда / Р.А. Кирьянова. – СПб.: КАРО, 2007. – 64 с.  (Серия «Мастер­класс логопеда»).
3.Гришаева Н. Детский сад нового типа. Социальные проблемы дошкольного образования. Завтра начинается сегодня [Электронный ресурс] / О. Гришаева //Дошкольное образование. – 2002. – №18 . – Режим доступа: http://dob.1september.ru/2002/18/14.htm
4. Глушкова Г.В., Мусенко, С.И. Что мешает сделать предметную среду группового помещения для детей старшего дошкольного возраста действительно развивающей [Электронный ресурс]/ Глушкова Г.В., Мусенко С.И. – Режим доступа: http://www.infant­school.ru/igra/glushk.htm  
5. Автономные светильники на солнечных батареях. – Режим доступа: http://www.saratovsvet.ru/article/art81/
6. Светильник на солнечных батареях Globo SOLAR. – Режим доступа: http://tvoysvet.ru/catalog/detail.php?ELEMENT_ID=18068
7. Фотографии необычных лестниц. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://goodwill.biz.ua/l­19.html  
8. Необычные лестницы. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.kmv21.ru/articles/kaleydoskop/2011/04/Neobychnyelestnicy/
9. Тактильные ощущения. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://detpsy.ucoz.net/index/taktilnye_oshhushhenija/0­83
Проекты детских садов 30­х гг.
В СССР массовое строительство детских садов и яслей началось уже в первую пятилетку. Но проекты тех лет носили на себе следы излишнего теоретизирования и абстрактного подхода к решению задачи. Пространственная структура зданий механически подчинялась односторонне трактованным требованиям гигиены. Правильные положения о «ранимости детского организма» и отсюда необходимость изоляции детских групп доводились до крайностей. Возникали чрезвычайно сложные решения планов, с многочисленными боксами, шлюзами, коридорами, с большим количеством наружных входов, что затрудняло эксплуатацию здания и резко удорожало строительство.
В середине 30­х годов практическая необходимость решительного увеличения объёмов строительства детских садов и яслей встала во весь рост, поскольку отсутствие необходимого их числа тормозило развитие отраслей промышленности, в которых особо широко применялся женский труд (текстильная промышленность, часовое и электроламповое производство и т. д.). В связи с этим в 1938 г. Наркомпросом и Наркомздравом РСФСР на основе изучения опыта эксплуатации детских учреждений была разработана совместно с Академией архитектуры СССР так называемая программа­минимум, по которой было организовано типовое проектирование зданий детских яслей на 20, 40, 60, 80 и 120 детей и детских садов на 25, 50, 75, 100, 125 и 200 детей в расчёте, главным образом, на дневную эксплуатацию.
Примерами экономичных решений таких зданий являются проекты детского сада на 100 детей А. Чалдымова (Москва) и Л. Асе и А. Гинцберга (Ленинград). Компактное решение планов, ликвидация излишних коммуникаций, простота и унификация конструкций позволили резко снизить строительную кубатуру, а следовательно, и стоимость строительства. При этом в ленинградском проекте, благодаря расположению части подсобных помещений в цокольном этаже, удалось получить не предусмот­ренный программой общий зал в 77 м2, что позволяло улучшить воспитательную работу с детьми. В проектировании типов детских учреждений много сделали такие архитекторы, как Р. Смоленская, Л. Степанова и др. Р. Смоленской, в частности, принадлежит идея совмещённого типа здания детского сада и яслей, нашедшая впоследствии, особенно после Великой Отечественной войны, преимущественное распространение. Несмотря на крайне ограниченные возможности, отдельным авторам удавалось достигнуть выразительности архитектурного облика зданий.

 
 
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Закрыть

У нас новый сайт!

Вся актуальная информация на новом сайте!

idsmedia.ru

Перейти