Главная | КС (Энергетика и ЖКХ) | Статьи | Энергетика и энергосбережение | Проблемы становления рынка энергетических обследований

Энергетика и энергосбережение

Проблемы становления рынка энергетических обследований

В. Н. Горюнов, исполнительный директор СРО НП «Союз энергоаудиторов Омской области», декан Энергетического института ОмГТУ, д.т.н.

Федеральным законом от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении…», помимо сроков и порядка проведения обязательных и добровольных энергетических обследований предприятий и организаций (энергоаудита), установлен ещё один институт обязательного саморегулирования – саморегулируемые организации (СРО) в области энергетического обследования.Goryunov
Введение института саморегулирования в отдельных областях экономики позволяет государственным органам, ответственным за проведение реформ в данных областях, переложить груз ответственности на плечи самих участников рынка за их же средства.
Перечень лиц,  для которых энергетическое обследование является обязательным (до 31.12.2012 года), позволяет сделать вывод о масштабности объёма работ и, соответственно, значимости такого института саморегулирования.
Следует отметить, что до принятия указанного выше закона, профессиональных участников в области проведения энергоаудита во всей стране было около 300. Всплеск рынка энергоаудита вызвал взрывной рост количества энергоаудиторских контор. На сегодняшний день количество участников СРО – энергоаудиторов увеличилось практически в десять раз.
Если обратиться к статистике, то по состоянию на середину июля 2011 года Мин-энерго РФ было внесено в реестр СРО в области энергетического обследования 102 некоммерческих партнёрств, объединивших более 3000 (трех тысяч) энергоаудиторских компании.
Безусловно, интерес к данной области деятельности после вступления в силу Закона № 261-ФЗ появился не только у профессиональных энергоаудиторов со стажем.
Стоить заметить, что в соответствии со статьей 18 ФЗ № 261 «Об энергосбережении…» члены СРО в области энергетического обследования – юридические лица и индивидуальные предприниматели – вправе проводить энергетические обследования в отношении самих себя и принадлежащих им объектов.
Отдельно следует выделить вопрос о методологическом сопровождении энергетических обследований. На сегодняшний момент в силу сложившихся обстоятельств каждая СРО вынуждена самостоятельно, в меру имеющегося опыта работы и профессиональной квалификации, разрабатывать нормативные документы в области энергетических обследований.
Безусловно, отчасти это входит в сферу деятельности саморегулируемых организаций, но единый формат, рекомендованный со стороны уполномоченного органа просто необходим.
Основная проблема энергоаудита – это ценообразование. Обосновать свою цену на проведение энергетического обследования, как правило, очень сложно, и тому есть веские причины.
Нередко, объявляя цену на энергетическое обследование предприятия, энергоаудитор имеет о нём лишь очень общие и крайне скудные сведения, которые не позволяют с достаточной степенью обоснованности оценить затраты времени, сил и средств по предстоящему энергетическому обследованию.
Эта ситуация усугубляется тем, что многие энергоаудиторы объявляют свою цену в ходе проведения тендера (конкурса), не изучая условия будущего договора и технического задания к нему.
Бесспорно, для всех было бы гораздо удобнее, если бы обоснование цены происходило на основе общепринятых прейскурантов или ценников, утверждённых (рекомендованных) на региональном или федеральном уровне. Проблемы с ценообразованием возникли из-за того, что составлять для энергоаудита удобный и понятный прейскурант и ценники просто некому.
Тем не менее в простейшем случае руководителю, заказывающему энергоаудит, необходимо понимать, что высококвалифицированные специалисты энергоаудитора имеют повышенный спрос, и дёшево их работа цениться не может.
В СРО НП «Союз энергоаудиторов Омской области» утверждён порядок определения стоимости услуг по проведению энергетического обследования путём оценки основных трудозатрат на выполнение работ.
Целесообразность проведения энергоаудита заключается во внешней, независимой оценке эффективности использования энергопотребителей. Отсутствие заинтересованности в независимой оценке потребления энергетических ресурсов делает энергетическое обследование заведомо бесперспективным и формальным.
Иногда заказчики требуют значительного объёма отчётной документации, не вдаваясь в его содержание. Вместо детальной проработки рекомендуемых проектов энергоаудитору приходится искусственно наращивать объём отчётной документации. В таком случае значительный объём лишь усугубляет понимание объёмного технического документа.
Случаются и противоположные случаи, когда заказчик просит оформить только энергетический паспорт, без выполнения работ, необходимых при проведении энергетического обследования (сбор исходных данных, изучение технических условий и режимов работы оборудования, составление и анализ топливно-энергетического баланса организации по видам топлива и энергии, проведение пробных измерений с использованием штатных и дополнительных средств измерений, расчёт удельных энергозатрат на выпускаемую продукцию ( или виды работ), оценка целесообразности основных энергосберегающих мероприятий, реализуемых предприятием).
Самым распространенным препятствием для достижения экономической эффективности проведения энергоаудита является отказ от финансирования работ по внедрению мероприятий энергосбережения, несмотря на то, что программа энергосбережения формируется из многократно согласованных мероприятий, эффективность которых доказана, а затраты на внедрение приемлемы.
Потенциал энергосбережения в Омской области очень велик, поэтому работа по энергосбережению является не только оправданной, но и необходимой.

sro
644050, г. Омск, пр. Мира, 11, корпус 6, каб. 328
Тел.: (3812) 21-75-24, 65-21-74.www.npseo.ru
e-mail: npseo@ npseo.ru

 
 
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Закрыть

У нас новый сайт!

Вся актуальная информация на новом сайте!

idsmedia.ru

Перейти