Главная | КС (Энергетика и ЖКХ) | Статьи | События | О проблемах развития теплоэнергетики в Омской области

События

О проблемах развития теплоэнергетики в Омской области

KC0341_vnut36

KC0341_vnut37

KC0341_vnut38

В. М. Лебедев, доктор технических наук, профессор, заслуженный энергетик РФ

Т. А. Скачко, директор «Омсктеплопроект»

Современный город – крупный потребитель топливно­энергетических ресурсов, необходимых для жизнеобеспечения проживающего в нем населения, а также для нормального функционирования промышленных предприятий и учреждений. Для обычного обывателя, казалось бы, все нормально: электроснабжение обеспечивается, а в жилой фонд и учреждения подается тепло. Но это кажущаяся ситуация, если не смотреть глубже – с точки зрения перспективного развития.

Основополагающими документами, конечно же, являются Стратегия разви-тия градостроительства и Схема теплоснабжения города, рассчитанная на 15 лет перспективного развития.

Удивительно видеть, что градостроители требуют от энергетиков – какие предусматриваются электрические и тепловые мощности на перспективное развитие, и что в свою очередь просят от градостроителей энергетики – дать им объем промышленного и жилищного строительства.

Похоже, что мы как бы находимся в заколдованном круге и не находим из него прорыва.

В условиях рыночной экономики, когда возрастают цены на топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) и энергоносители, особую остроту имеют вопросы стратегии развития электро– и теплоэнергетики, как в целом в России, так и в любом регионе, имеющем свои специфические особенности.

Разноведомственная подчиненность теплоисточников различных форм собственности без отработанной структуры управления теплоснабжением города, без оперативного управления оптимизацией работы систем теплоснабжения приводит к значительному перерасходу топлива в регионе и напряжению городского бюджета.

Главным действующим лицом в развитии городской  инфраструктуры является городское самоуправление. Но что мы наблюдаем: из административного городского подчинения вышли «Водоканал», жилой фонд в виде управляющих компаний, в городском транспорте все большую долю приобретает «частный извоз», «Омскэлектро» переходит в ведение «МРСК Сибири», решается вопрос об акционировании «Тепловой компании».

В этих условиях нет комплексного подхода к рассмотрению «Схемы теплоснабжения города Омска» на 15 лет развития всей инфраструктуры города. Формально стали проходить общественные слушания по ежегодной актуализации «Схемы теплоснабжения города…»

Наглядный пример – актуализация «Схемы теплоснабжения г. Омска» на период до 2032 года.

В этой работе, выполненной проектировщиками «СибКОТЭС» (г. Новосибирск), не отдается предпочтение комбинированной выработке электрической и тепловой энергии, нет оценки обновления морально и физически изношенного оборудования, не разрабатывается структура иерархического построения систем теплоснабжения муниципальной, промышленной теплоэнергетики в совместной работе с теплоисточниками (ТЭЦ) энергосистемы, не разработана стратегия ни в части топливной политики, ни в развитии электрогенерирующих мощностей, много и других очень важных, но не рассматриваемых вопросов в части энергосбережения ресурсов.

Нам предоставляется важным высказать ряд предложений (в том числе и критических) по развитию теплоэнергетики в нашем регионе.

По источникам теплоснабжения

В «Схеме теплоснабжения…» даже на 2032 год не включается строительство ТЭЦ-6.  А ведь она фигурировала еще в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР (1979 г.) «О развитии города Омска» с  пуском первого энергоблока в 1983 году. Прошло более 35 лет как мы «заболтали» этот объект.

Эта ТЭЦ исключена из приоритетных объектов теплоэнергетики города, тогда как ее вводом в эксплуатацию могли бы быть решены такие вопросы, как: наименьшая зависимость Омской области от внешнего рынка по потреблению электроэнергии; переход на отечественные угли канско-ачинского месторождения (КАУ) по прогрессивной технологии сжигания в топках с циркулирующим кипящим слоем (ЦКС) и без использования золоотвала; полное использование золы КАУ в строительных целях.

В то же время появление ТЭЦ-6 позволит проводить дальнейшую ликвидацию мелких неэкономичных котельных, улучшая экологическую обстановку.

Совершенно непонятна перспектива использования ТЭЦ-4 . Эта ТЭЦ отработала уже  более полутора нормативного срока. Ее значение для теплоэнергетики города из-за ухудшения технико-экономических показателей по причине сокращения потребления пара ОНПЗ постоянно снижается. Затраты на ее реконструкцию и обновление оборудования становятся выше, чем строительство новой электростанции, что доказывает необходимость строительства ТЭЦ-6 с использованием российских углей (КАУ).

Однако в актуализированной схеме теплоснабжения до 2032 года предлагается строительство теплотрассы на участке от ТЭЦ-4 через вантовый мост (через реку Иртыш) до новой подкачивающей насосной №16 диаметром 700 мм. Стоимость предлагаемого проекта в ценах 2017 года составляет более миллиарда рублей.

Омская ТЭЦ-2 за пределами 2000 года должна была быть выведенной из эксплуатации, но из-за отсутствия ТЭЦ-6 и в силу тяжелого экономического положения в стране и в Омском регионе она продолжает работать, переведена на природный газ с частичным использованием углей Кузнецкого месторождения. ТЭЦ-2 работает в режиме котельной. С переводом ТЭЦ-2 на природный газ и в целях его рационального использования необходимо вновь перевести ТЭЦ-2 на комбинированный способ производства электрической и тепловой энергии, применив газотурбинные установки как стационарные отечественного производства, так и авиационные двигатели.

В последние два десятилетия в развитых странах, в том числе и в России, начали применяться прогрессивные технологии в энергетике – парогазовые технологии.
И первой ласточкой в сибирских условиях явилось внедрение парогазовой технологии ПГУ на ТЭЦ-3 –ПГУ-90. Это яркий пример рационального использования природного газа.

В «Схеме теплоснабжения…» ничего не сказано о ТЭЦ-5, строительство которой до сих пор не закончено. ТЭЦ-5 имеет огромное значение для теплоснабжения города Омска,  она  обеспечивает теплом более 40% потребителей. Исходя из такой ответственности, предлагается на ТЭЦ-5 осуществить строительство второго ввода топливоподачи с вводом турбоагрегата № 6 и котлоагрегатов № 10–12 на сжигание КАУ в топках с ЦКС. Это позволит не только повысить надежность работы электростанций, но и резко улучшить экологическую обстановку,   не   развивая строительство золоотвала при дальнейшем расширении ТЭЦ-5.

О топливной политике

В разработанной «Схеме…» не рассматривается вопрос о переводе ТЭЦ-4 и ТЭЦ-5 с экибастузских на канско-ачинские  угли со сжиганием в циркулирующем кипящем слое. Такой перевод имеет существенные преимущества, прежде всего полное использование золы в строительных целях, у которой средняя зольность не превышает 5–7% с наличием вяжущего СаО(16%) и, что очень важно, – возникает возможность не иметь золотоовала.

Теплоэнергетики во всех странах работают над улучшением экологической обстановки в окружающей среде. Это можно сделать, применив в теплоэнергетике режим «кипящего слоя», когда в топке пылеугольного котла температура факела не выше 1000 оС. При этом вредные выбросы – окислы серы и оксиды азота находятся как бы в связанном состоянии и не выделяются в свободном состоянии в окружающую среду. К примеру, в топках котлов на ТЭЦ-5 температура ядра факела имеет температуру 1450 оС (на экибастузском угле), и при выходе из дымовой трубы, доокисляясь атмосферным кислородом, образуются кислые дожди.

При режиме «кипящего слоя» вредные выбросы имеют величину ниже нормативных в настоящее время.

О реконструкции производственно-

отопительных котельных

В указанной «Схеме…» недостаточно рассмотрен вопрос переоборудования производственно-отопительных котельных (ПОК) в источники с комбинированной выработкой электрической и тепловой энергии, т.е. в ТЭЦ малой мощности для таких, например, котельных, как: КРК, ТЭЦ-2, котельные заводы транспортного машиностроения, объединения «Полет» и многих других.

А при их реконструкции можно получить дополнительную электрическую мощ-ность порядка 250–300 МВт. Это целая электростанция!

В этом случае решаются многие экономические проблемы, в том числе эф-фективное использование природного газа. Возникает вопрос – где взять средства на реконструкцию ПОК. В этом случае необходимо взять беспроигрышный кредит для первой котельной и получаемую прибыль не направлять куда-либо, а использовать для реконструкции следующей котельной. Получается такой своего рода «волнообразный» эффект использования средств для комбинированного способа производства энергии.

О температурном графике теплосети

В «Схеме…» не дается должной оценки снижению температурного графика теплосети со 150/70 оС до фактического 115/70 оС. Хотя в схеме указывается, что в зоне низких температур идет срезка до 130 оС,  но фактически от источника тепла в тепловые сети  теплоноситель не поступает с температурой выше 115 оС. В этих условиях подача требуемого количества тепла потребителям возможна лишь за счет увеличения объема циркуляции теплоносителя, увеличения поверхностей нагрева теплообменных аппаратов у потребителей.

Непосвященному в эти вопросы человеку покажется, что со снижением температуры теплосети экономится топливо. Это обманное мнение. Наоборот, это приводит к перерасходу топлива с повышением тарифа на тепловую энергию. Кроме того, если нарушение температурного графика признается (а это так), следовательно, должны быть проработаны мероприятия (нейтрализующие негативный эффект) по увеличению мощности ПНС, увеличению диаметра труб с целью повышения их пропускной способности, увеличению поверхностей нагрева теплообменных аппаратов у потребителей. Все эти вопросы не должны решаться в ущерб интересам потребителей тепла. А как должны решаться, в актуализируемой «Схеме…» не отражено. И не показано, что снижение температурного графика теплосети вызывает увеличение расхода топлива на сотни миллионов рублей в год.

О развитии и надежности тепловых сетей

В разрабатываемой схеме теплоснабжения проектировщиками недостаточно полно рассмотрены вопросы по реконструкции, замене и строительству тепловых сетей.

Существует большая проблема, и она все больше обостряется – это износ трубопроводов тепловых сетей разных ведомств. Срок службы трубопроводов тепловых сетей в г. Омске не более 20 лет, т.е. ежегодно надо менять не менее 125 километров сетей при общей длине трубопроводов в единичном исчислении 2500 км. Естественно, это не выполняется, и недоремонт, недозамена с годами накапливается, что и побудило снизить температуру прямой сетевой воды до 115–120 оС во избежание их разрушения при более высокой температуре.

В перспективе для повышения надежности тепловых сетей необходимо решить ряд первоочередных задач:

1) наряду с усилением внимания к ремонту тепловых сетей, их реконструкции и замене необходимо принятие мер по переводу всей системы централизованного теплоснабжения на «закрытую» систему горячего водоснабжения (ГВС), что обес-печит значительную экономию эксплуатационных средств;

2) в Омске функционирует завод трубной изоляции по выпуску трубопроводов с применением пенополиуретановой изоляции, что позволяет монтировать подобные конструкции в бесканальной прокладке (в странах Запада такие конструкции надежно эксплуатируются уже более 30 лет без замены);

3) внедрение автоматизированных тепловых пунктов (ИТП) в системах теплоснабжения ЖКХ, предприятий дает реальную экономию топливно-энергетических ресурсов не менее 15%; эффект увеличивается при соблюдении нормативного температурного графика теплосети;

4) необходимо начать решать проблему по переводу омских ТЭЦ-4, ТЭЦ-5 с экибастузских углей на российские угли Канско-Ачинского месторождения;

5) с целью эффективного использования природного газа начать широкое применение парогазовых технологий и, прежде всего, внедрение на крупных водогрейных котельных газовых надстроек с выработкой электроэнергии на собственные нужны муниципального теплоэнергетического комплекса;

6) разработать комплексную программу с определением теплоэнергетического потенциала промышленных и муниципальных предприятий с включением мероприятий в актуализированную схему теплоснабжения города;

7) вести широкую подготовку и переподготовку инженерно-технического и рабочего персонала по эксплуатации источников и систем теплоснабжения города.

И, наконец, извечный вопрос – как добиться реализации перспективных планов развития всей теплоэнергетической инфраструктуры города?

Как нам представляется, разработчики   «Схемы теплоснабжения города Омска» не рассматривают перспективное развитие региона на основе научных достижений, а ограничиваются простой констатацией существующего положения.

На наш вопрос проектировщикам – почему же вы не закладываете в актуализацию «Схемы…» прогрессивные передовые технологии в развитии теплоэнергетического комплекса, энергосберегающие мероприятия, дающие существенную экономию ТЭР, ответ один – в городе и регионе нет финансовых средств.

Это пусть чиновники думают – где найти средства на реализацию энергосберегающих технологий, а проектировщикам следует быть на высоте своего положения по призванию.

КС №3(41) 2017 г.

 

 

 
 
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер