Главная | КС (Энергетика и ЖКХ) | Статьи | События | Практика установки газоанализаторов в Омске оказалась неудачной

События

Практика установки газоанализаторов в Омске оказалась неудачной

144vn34

144vn35

 

Практика установки газоанализаторов в Омске оказалась неудачной

О том, почему в стране стало больше происшествий с бытовым газом, как повысить ответственность жильцов за непредоставление доступа в квартиру для проверки оборудования и почему в омских домах «не прижились» сигнализаторы газа, – наш разговор с генеральным директором АО «Омскгоргаз» Ольгой ШЕБЛОВОЙ.

- Ольга Николаевна, в последние годы взрывы бытового газа в жилых домах стали чуть ли не массовым явлением по всей стране. В ответ на это власти обсуждают самые разные меры, которые могут повысить безопасность использования газа в быту. На ваш взгляд, какие из них действительно способны изменить ситуацию?

- В Сибирском федеральном округе за последние три года произошло 13 взрывов газа, в том числе 2 – в Омской области: 6 апреля 2014 года в пос. Конезаводский Марьяновского района Омской области в результате частичного обрушения перекрытия пострадало 14 человек, 5 из которых погибло, и 22 сентября 2015 года в двухэтажном доме по ул. 1-я Тепловозная в Омске произошло обрушение 2 квартир второго этажа, пострадали 7 человек, один из которых погиб. Впоследствии дом снесен.

Взрывы баллонов в Омске и Омской области в январе 2018 года – это продолжение целой череды взрывов.

Системные причины происходящего обусловлены, прежде всего, принятием в 1990-х
– начале 2000-х годов ряда нормативных документов, которые практически разрушили систему контроля внутридомового газового оборудования.

Реформы привели к передаче устаревшего газового оборудования в муниципальную собственность, отстранив от участия газораспределительные организации. Страна, переходившая на рыночные отношения, не в состоянии была уделять достаточное внимание контролю безопасности эксплуатации бытового газа. В новых структурах власти не было достаточно грамотных специалистов. Позже изменения коснулись непосредственно газового оборудования в жилых домах.

В результате проведенных реформ статистика взрывов газа в России выглядит следующим образом:

с 1988 по 2001 гг. (14 лет) от аварий в России пострадало 50–80 человек;

в 2005 году погибло 154 человека, а в 2006 году – 208 человек.

 

В сложившихся условиях было инициировано принятие в 2008 году Постановления Правительства РФ № 549, вводившего в действие «Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан». В этих правилах были прописаны два ключевых для безопасности ВДГО положения.

Во-первых, определен правовой статус организаций, имеющих право обслуживать ВДГО, – так называемые специализированные организации.

Во-вторых, газоснабжающим организациям было запрещено заключать договоры поставки газа при отсутствии договора технического обслуживания ВДГО со специализированной организацией.

Однако, к сожалению, это не решило проблем как наличия организаций, которые занимаются деятельностью по техобслуживанию и ремонту ВДГО, не имея соответствующего оснащения, квалификации и аварийных служб, соответствующих цели их деятельности, так и, учитывая нормы статьи 540 ГК РФ,  пункта 14 Правил № 549, поставки газа при отсутствии договора на ТО ВДГО.

Считаю, что внесение изменений в законодательные акты в части обеспечения безопасности при содержании газового оборудования позволит минимизировать риски взрывов газа, вызванные незаконной деятельностью субъектов реализации газа (по вопросу продажи газа в баллонах на заправочных станциях), выполнением работ неспециализированными организациями (навязывание замены оборудования организациями-однодневками), а также пренебрежительным отношением граждан к требованиям безопасности при использовании газа в быту.

Кроме того, необходимо наделить органы исполнительной власти возможностью предоставления доступа в квартиры жителей при наличии постоянных недоступов (отсутствие собственников, злоупотребление правом со стороны абонентов).

 

- Не секрет, что граждане стали халатнее относиться к соблюдению правил эксплуатации газового оборудования, потому что нет жесткой системы наказаний за тот же недоступ в квартиру…

- Жильцы обязаны обеспечивать доступ представителей исполнителя к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию для проведения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту указанного оборудования, однако зачастую пренебрегают этой обязанностью. В отдельные квартиры сотрудники АО «Омскгоргаза»
не могут попасть продолжительное время. В результате контролировать техническое состояние оборудования не представляется возможным, а газовые плиты в этих квартирах могут представлять опасность как для самих абонентов, так и для их соседей.

В настоящее время процент недопуска составляет 10%. Из запланированных на 2018 год 261 062 квартир доступ не был предоставлен (по состоянию на конец года) в 25 280 квартир.

Ежемесячно в адрес таких лиц направляется около 10 000 уведомлений и извещений, предусмотренных Правилами № 410, составляются акты о непредоставлении доступа.

Способом, позволяющим в настоящее время реально воздействовать на абонента, является привлечение к административной ответственности по введенной  Федеральным законом от 05.12.2016 № 412-ФЗ  норме ст. 9.23. КоАП РФ.

Статьей 9.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, в том числе за отказ в допуске представителя специализированной организации для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в случае уведомления о выполнении таких работ в установленном порядке.

Законом предусмотрена ответственность за непредоставление доступа для проведения работ по ТО ВДГО в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 1 до 2 тысяч рублей, при повторном нарушении – от 2 до 5 тысяч рублей.

Вопрос о привлечении к административной ответственности за непредоставление доступа для проведения ТО ВДГО относится к компетенции Государственной жилищной инспекции. За два последних года для возбуждения дел указанной категории в ГЖИ направлено около  6 500 комплектов документов. В результате нам удалось получить доступ в 308 квартир, в 2018 году – в 3 671 «проблемную» квартиру.

 

- Как вы оцениваете идею оснастить все жилые помещения газоанализаторами? Сколько это стоит и как работает?

- Необходимо понимать, что газоанализаторы делятся на две основные группы: одни сигнализируют о наличии газа, другие перекрывают подачу газа при его концентрации. На мой взгляд, сам по себе газоанализатор без отключающего устройства помощи в обеспечении безопасности не несет.

В городе Омске была волна походов по домам неких специалистов по установке газоанализаторов, которые сигнализируют о наличии газа в жилом помещении. Ни к чему хорошему это не привело. Сигнализаторы предлагались по завышенной стоимости, люди после их покупки обращались с жалобами в «Омскгоргаз», считая, что это наши сотрудники продали им оборудование. Мы, в свою очередь, вели информационно-разъяснительную работу о наличии организаций, вводящих людей в заблуждение.

При покупке газоанализаторов необходимо учесть, для какого вида газа он предназначен (прибор для природного газа окажется бесполезен в квартирах, куда поставляется сжиженный газ).  Также бывают случаи неправильной его установки (под потолок или пол). Ежегодно такой прибор должен проходить поверку, а это тоже денежные затраты.

Практика применения газоанализаторов в городе Омске уже имелась в новых домах по улице Малиновского, но эти приборы довольно чувствительные и реагируют не только на природный или сжиженный газ, но и на дым, иные вещества в воздухе, что зачастую приносит неудобство жителям. Поэтому в настоящее время они уже не используются.

 

- С каждым годом строится все больше жилых домов, оснащенных электрическими плитами. По-вашему мнению, смогут ли горожане полностью отказаться от бытового газа? Когда это может произойти и при каких условиях?

- Система газоснабжения разрабатывалась в городе Омске на протяжении длительного периода времени, кроме того, предусмотрена дальнейшая газификация региона, в частности увеличение мощностей по поставке природного газа. Думаю, что предпосылок  для отказа от бытового газа не имеется, данный энергетический ресурс выгоден и удобен в использовании. Главное – соблюдать правила эксплуатации газового оборудования, своевременно проводить техническое обслуживание, диагностирование ВДГО, ремонт и замену, доверять эти работы только специализированным организациям.

 

- Сколько сегодня газовых плит в жилищном фонде Омска? Изменилось ли их количество в последние годы? Какова доля изношенного оборудования?

- В 2019 году в АО «Омскгоргаз» запланировано проведение технического обслуживания 264 000 газовых плит. Примерно у 25% плит истек нормативный срок эксплуатации. Отмечу, что с прошлого года наша компания начала проводить техническое диагностирование газовых плит с целью определения возможности их дальнейшей эксплуатации в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 410.

 

- Как вы оцениваете темпы модернизации газового хозяйства в Омске? Какая работа будет проведена специалистами АО «Омскгоргаз» в этой области в 2019 году?

- В минувшем году мы  заменили 230 кранов вводов в многоквартирных домах на сумму 7 млн. рублей, в 2019 году планируем продолжать данную работу и осуществить замену 400 кранов на вводе на сумму 12,3 млн. рублей.

Также АО «Омскгоргаз» приступает к диагностированию внутридомового газопровода многоквартирных домов, отслуживших свой нормативный срок. По итогам проведения диагностирования управляющим компаниям будут даны рекомендации по возможности дальнейшей эксплуатации газопроводов, необходимости ремонта или замены.

 

КС  № 1(44) 2019 г.

 

 
 
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер