Главная | КС (Энергетика и ЖКХ) | Статьи | События | Что виднеется с мусорной кучи? О первых результатах и проблемах «мусорной» реформы

События

Что виднеется с мусорной кучи? О первых результатах и проблемах «мусорной» реформы

144vn38

144vn39

Александр ЛИХАЧЕВ, председатель Общества потребителей в сфере ЖКК

Что виднеется с мусорной кучи?

О первых результатах и проблемах «мусорной» реформы

1 января 2017 года всем жилищникам запомнился головотяпной реформой ОДН. Не менее запоминающейся датой для специалистов по всей стране стало 1 января 2019 года, когда вступили в силу требования Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89­ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами…». Эти документы тоже имеют корни, и самые глубокие,
с чего, собственно, все и началось, – служебная записка руководителя «Ростеха» Сергея Чемезова на имя Президента В. В. Путина о плачевной ситуации с самовольными свалками, почти полным отсутствием переработки отходов в стране и предложением создать систему региональных операторов.

В Омской области после долгих дискуссий добровольно-вынужденно (прямо сказать – ввиду отсутствия лицензии у регионального оператора) старт реформы был перенесен на 1 апреля. На чем, собственно, изначально настаивало и Общество потребителей в сфере ЖКК, так как не нужно быть большим специалистом в ЖКХ, чтобы понять, что 1 января – плохое время начала любой перестройки в жилищно-коммунальном комплексе просто по причине всеобщих праздников, дополняемых рождественскими морозами.

К чему же мы пришли на старте реформы?

Так как журнал для специалистов, не буду стенать про 131 рубль тарифа. Поскольку очевидно,  что если раньше платили только за вывоз ТБО, то теперь за обращение с ТКО, что есть не одно и то же. Сюда включаются расходы на существование самого регионального оператора (но это далеко не решающая строка, кому интересно – по аналогии с «Энергосбытом», по которому есть расчеты – около 6% от стоимости киловатт-часа, значит, и здесь будет примерно такая же доля), а основное – расходы по сортировке и переработке отходов.

Давайте рассмотрим сущностные вопросы.

Первое, что на поверхности, – появившийся ниоткуда один региональный оператор, примагнитивший» все внимание областных властей, а с 1 апреля и все наши денежки. Если посмотреть по стране – в больших и средних областях (а Омская область относится по территории и населению ко второй категории) почти всюду 3-5 операторов.

Не может быть так, что рота шагает не в ногу и только мы идем верной дорогой. Полагаю, проблемы очевидны. Во-первых, монополизм. Вот не оказалось в срок у «Магнита» лицензии, если бы был еще один или два оператора, как нами предлагалось еще в 2016 году на этапе рабочей группы (поделить область по Иртышу или по Оми и Иртышу), – просто забрали бы страховочные деньги в бюджет, а подряд отдали другим операторам. И никто не стал бы 131 рубль предлагать – так как была бы ценовая конкуренция между операторами, как, например, в Кемерово.

В то же время всегда стараюсь быть объективным. Задавал генеральному директору «Магнита» Сергею Шевченко сложный вопрос про сравнение цен по Сибирскому округу, где Омск явно впереди – в призовой тройке, а на Алтае цена менее 100 рублей с человека. Так, оказывается, там она сложилась только за перевозку – пока объектов по сортировке и переработке там нет, соответственно, по методике формирования тарифа данная составляющая в расчет платы не входит.

Во-вторых, кто поручится, что в какой-то день «Магнит» по тем или иным причинам не решит прекратить работу? Или еще: не понравится им тот или иной губернатор либо мэр, неделю мусор не повозили по любой причине – любой чиновник на поклон пойдет.

Не совсем понятно и неожиданное изменение условий областного конкурса, после которого в нем не стали участвовать омские компании.

Но раз документы приняты – нужно работать. Поэтому дальше про практические дела.

Первый вопрос – администрирование работы регионального оператора. Ведь заключить договоры на два миллиона населения плюс десятки тысяч предприятий – работа о-го-го. Считаю, что вариант найден самый оптимальный и наиболее дешевый в смысле тарифообразования – как известно, оператором заключен договор с ООО «Омскэнергосбыт», и для населения просто в квитанции за электроэнергию появится еще одна строка. С юридическими лицами сложнее – ясно, значительная часть из них будут «бегать» от заключения договора, причем мне и сейчас неясно, как их будут вылавливать, – ведь у многих регистрация фирмы в квартире. Мы уже имеем пример – Фонд капремонта, куда часть юрлиц не платят с 2014 года, а сейчас  суды им «прощают» долги за давностью лет.

Вопрос о транспортировке отходов не обсуждаем, здесь с самого начала было ясно, что «других писателей для вас нет», – поручат по договорам субподряда местным перевозчикам,  что и произошло. По сути, ничего 1 апреля не изменится, кроме того, что вырастет цена.

Третье – размещение контейнерных площадок и специальных площадок для складирования крупногабаритного мусора. По сути, в пункте 13  постановления № 1156 прописано правильно: чья земля под помойкой – тот и отвечает. Тут уж, где раньше был порядок, у них и проблем нет. А вот в Омской области все огрехи прежних чиновников легли на плечи нынешнего губернатора и мэра. И, к сожалению, пока никто заниматься этим  не спешит – как в Омске, так и в большинстве районов.

В многоквартирных домах, как известно специалистам, для экономии средств в 90-е–нулевые годы свезли все контейнеры в одно место, чтобы дешевле и легче возить. Это явное нарушение СанПиН (хотя бы потому, что, если больше двух домов – не выдержать максимальное расстояние от самого дальнего подъезда 100 метров, и вообще, по нормам накопления отходов в сумме будет больше пяти контейнеров, что неправомерно), но все смотрят сквозь пальцы. Ясно же – там никогда порядка не будет, так как не найдешь, чья УК не убирает. Наконец, лишь недавно на совещании у первого заместителя директора департамента городского хозяйства М. А. Горчакова пришли к единственно правильной схеме: даже если по тем или иным причинам площадка общая – она будет разделена на отсеки по нормативу контейнеров для каждого дома, и каждая часть будет закреплена именно за тем или иным домом, то есть ответственность будет на конкретных УК, ТСЖ,  ЖСК.

Но есть проблемы еще более серьезные: потери городского бюджета и неудобства для жильцов. До сих пор, в нарушение кипы разных постановлений, в Омске остались 812 домов, границы земельных участков которых не размежеваны. То есть за помойки этих 812 домов должны платить жильцы – а платить будет бюджет, то есть я лично и все читатели журнала.

Наконец, неожиданно всплыл больной вопрос для частного сектора. Много лет успешно применяется опыт вывоза мусора в частном секторе из мешков, выставляемых перед домами, или по-научному – «бесконтейнерный сбор отходов». Всех устраивает, кроме руководства «Магнита»: говорят, в постановлении такого нет. Да, нет, но, может, стоило бы прислушаться к мнению общественности и городских чиновников, кто этим много лет занимается, и решить вопрос о сохранении устраивающего всех порядка в частном секторе, тем более, что формально в постановлении  не указано, сколько именно должно быть этих мест складирования. Будем считать, что такое место перед каждым домом.

Последнее. Почему-то «мусорная реформа» породила общее уныние в среде хозяев управляющих организаций. Даже мои соучредители стали поговаривать о «последних днях Помпеи» – что придут москвичи, создадут регионального оператора по управлению жилищным хозяйством и все у нас заберут. Сомневаюсь: забирают икорку, ну, масло прихватят, но другую нетонущую субстанцию с бессонными ночами в дни аварий заберут вряд ли. Полагаю, что законодатель пойдет другим путем: скоро заберут у нас обслуживание лифтов, и это однозначно верно – сегодня каждый босяк норовит назвать себя лифтовой организацией, благо ни лицензии, ничего не нужно. Но остальной объем работ за нами оставят, так что все успехи и у нас еще впереди.

КС  № 1(44) 2019 г.

 
 
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер