Главная | КС (Энергетика и ЖКХ) | Статьи | События | «Умная энергетика»: новеллы в законодательстве

События

«Умная энергетика»: новеллы в законодательстве

144vn42

144vn43

МИХАИЛ КОРНЕВ, ОЛЬГА ЧЕЗГАНОВА

«Умная энергетика»:

новеллы в законодательстве

Сегодня внедрение «умных» технологий – один из главных трендов развития любой отрасли, в том числе энергетической. Рассмотрим документы, которые регулируют процесс перехода энергетического комплекса на «цифру».

1. Программные документы в сфере умной энергетики

«Умная энергетика» предусматривается рядом программных документов в сфере цифровой экономики. Основным документом в данной сфере является программа «Цифровая экономика РФ»1, конкретизирующая положения Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017–2030 годы2.

Одним из направлений программы «Цифровая экономика РФ» является создание «умных городов»3. Это направление развивается в рамках ведомственного проекта цифровизации городского хозяйства «Умный город», утвержденного приказом Минстроя России4 (далее – Умный город).

Учитывая внедрение «умной энергетики», Умным городом предусматривается создание условий для развития оснащения многоквартирных домов интеллектуальными системами учета электрической энергии (мощности) (далее – ИСУ)5. При этом субъекты РФ должны разработать региональные разделы Умного города, для чего Минстроем России разработаны методические рекомендации6.

Одним из показателей, которые Минстрой России рекомендует включать в программы цифрового развития экономики субъектов РФ, является достижение к 2024 году оснащения «умными» системами учета коммунальных ресурсов и энергосбережения 100% многоквартирных домов, вводимых в эксплуатацию и прошедших капитальный ремонт7. Региональные программы (проекты) «Умный город» в субъектах РФ перед утверждением должны быть согласованы с Минстроем России. Срок для их утверждения субъектами РФ – не позднее 30 июня 2019 года8.

Таким образом, от результата разработки региональных проектов «Умный город» зависят характер и процесс внедрения «умной энергетики» в нашу повседневную жизнь.

2. Поправки в Закон об электроэнергетике: основа для интеллектуальных систем учета электроэнергии

Эксперимент с внедрением интеллектуальных приборов учета потребления электрической энергии был проведен в 2015–2016 годах в трех субъектах РФ: Калининградской, Тульской и Ярославской областях. Согласно результатам экспертной оценки внедрение «умных счетчиков» в указанных регионах позволило снизить потери электрической энергии на 10–30%9. С целью тиражирования положительного опыта на другие субъекты РФ был подписан Федеральный закон 27.12.2018 № 522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета
электрической энергии (мощности) в Российской Федерации» (далее – Закон
№ 522-ФЗ).

Законом № 522-ФЗ вносятся, в частности, поправки в Закон об электроэнергетике10, направленные на определение правового режима ИСУ.

Поправками ИСУ определяется как совокупность устройств, предназначенная для сбора, обработки, передачи показаний приборов учета электрической энергии, обеспечивающая информационный обмен, хранение показаний приборов учета, удаленное управление ее компонентами, устройствами и приборами учета электрической энергии и предоставление информации о результатах измерений, данных о количестве и иных параметрах электрической энергии.

С 1 июля 2020 года гарантирующие поставщики (в отношении многоквартирных домов) и сетевые организации должны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электроэнергии при отсутствии, выходе из строя или истечении интервалов между поверками приборов учета (даже если ранее установленные приборы учета не принадлежат гарантирующему поставщику или сетевой организации). Обязанности по последующей эксплуатации приборов учета также возложены на гарантирующих поставщиков и сетевые организации.

По всем приборам учета, которые допускаются к эксплуатации после 1 января 2022 года, гарантирующие поставщики и сетевые организации должны обеспечить предоставление минимального набора функций ИСУ. Если минимальный набор функций ИСУ не будет предоставлен, с 1 января 2023 года потребители и иные субъекты электроэнергетики будут вправе требовать уплаты штрафа гарантирующим поставщиком или сетевой организацией.

Таким образом, к началу 2023 года гарантирующие поставщики и сетевые организации должны не только обеспечить функционирование периферийных элементов ИСУ (то есть «умных счетчиков»), но и возможность накопления и обработки получаемых от «умных счетчиков» данных, а также информационный обмен с субъектами электроэнергетики.

Кроме того, с 1 января 2021 года вступает в силу положение, в соответствии с которым все многоквартирные дома должны быть оборудованы «умными счетчиками», обеспечивающими возможность подключения к ИСУ. Документ, подтверждающий передачу «умных счетчиков» в эксплуатацию гарантирующему поставщику, будет входить в пакет документов для получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома11.

Постановление Правительства РФ, конкретизирующее обязательный функционал ИСУ, находится в разработке. В открытом доступе для целей общественного обсуждения размещен его проект12.

Так, например, ИСУ должна не только обеспечивать возможность обмена данными с «умными счетчиками» и обработки таких данных, но и позволять полностью или частично ограничить режим потребления электроэнергии. Аналогичное требование к функционалу предусматривается и в отношении «умных счетчиков». ИСУ также должна обеспечивать возможность мониторинга состояния энергосистемы – например, выявлять величину потерь электроэнергии в объектах электросетевого хозяйства от точки измерения до точки поставки. «Умные счетчики», помимо всего прочего, должны фиксировать факт выхода за заданные пределы значений мощности, напряжения и частоты.

Расходы гарантирующих поставщиков (сетевых организаций), понесенные для приобретения, установки, замены приборов учета и иного оборудования, необходимого для коммерческого учета электроэнергии, включаются в состав сбытовой надбавки гарантирующего поставщика (в случае с сетевой организацией – учитываются при государственном регулировании тарифов). Но в тариф могут включаться расходы на исполнение только тех обязательств по обеспечению коммерческого учета электроэнергии, которые прямо предусмотрены Законом об электроэнергетике и Правилами предоставления коммунальных услуг .

________________________________________________________________________________________________________________________________

1Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утверждена распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р (далее – программа «Цифровая экономика РФ»).

2Утверждена указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203.

3Раздел 1 программы «Цифровая экономика РФ».

4Приказ Минстроя России от 31.102018 № 695/пр.

5Пункт 1.12 Плана мероприятий по реализации ведомственного проекта (Приложение № 1 к Умному городу).

6Пункт 1.2 Плана мероприятий по реализации ведомственного проекта (Приложение № 1 к Умному городу). http://www.minstroyrf.ru/docs/17596/.

7Приложение 4 к методическим рекомендациям по подготовке регионального проекта «Умные города» программ цифрового развития экономики субъекта РФ. Реквизиты действующего документа отсутствуют. Размещен на http://www.minstroyrf.ru/docs/17596/.

8Пункт 1.3 Плана мероприятий по реализации ведомственного проекта (Приложение № 1 к Умному городу).

9https://tass.ru/ekonomika/4231354.

10Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

11Пункт 5 статьи 37 Закона об электроэнергетике в новой редакции.

12Проект Постановления Правительства РФ размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.  https://regulation.gov.ru/projects#npa=87050.

13Пункт 6.3 статьи 23.1, пункт 3 статьи 23.2  Закона об электроэнергетике в новой редакции.

КС  № 1(44) 2019 г.

 
 
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер