События

Николай ДРОФА: «Отрасли АПК нужны новые кадры, а им, в свою очередь, село, где интересно жить»

CeC614vn02

CeC614vn03

CeC614vn04

Николай ДРОФА: «Отрасли АПК нужны новые кадры, а им, в свою очередь, село, где интересно жить»

Новые технологии на селе не будут работать без грамотных современных специалистов. Но у таких людей – высокие требования не только к зарплате, но и к территории, на которой предстоит жить и работать. Как сделать село привлекательнее для молодежи, какая местная продукция могла бы стать омским брендом и что ждет аграриев в наступающем 2020 году, рассказал в интервью для нашего журнала министр сельского хозяйства и продовольствия Омской области Николай ДРОФА.

ПЕРВЫЕ В АГРОСТРАХОВАНИИ

– Николай Валентинович, вы уже полгода возглавляете профильное ведомство. За время работы в новом статусе что удалось изменить в
отрасли и как изменились сами?

– Я  в сельском хозяйстве почти 40 лет. Успел поработать и механизатором, и агрономом, и семеноводом – прошел весь путь в растениеводстве до руководителя. Конечно, новая должность накладывает больше ответственности, заставляет смотреть шире, решать задачи в комплексе. Ты работаешь не только в плоскости своего региона, но и следишь за практикой развития других городов и стран, чтобы при необходимости взять лучшее из их опыта.

Став министром, я четко понимал, что нужно кардинально менять, и по ряду направлений изменения уже происходят. В этом году мы добились успеха в агростраховании. Наш регион находится в зоне рискованного земледелия, и природно­климатические условия могут преподнести неприятные сюрпризы – как переувлажнение, так и засуху. Наши аграрии постепенно учатся защищать себя. Если в предыдущие годы мы страховали около 40 тыс. га посевов, то в 2019­м нам удалось охватить более 422 тыс. га! В итоге Омская область стала лидером по объемам агрострахования в России.

Также нам удалось продвинуться в работе с плодородием почвы, без которой стабильного урожая не добиться. Увеличили объемы агрохимических обследований – с 250 до 700 тыс. га за год, применение минеральных удобрений довели до 20 500 тонн в действующем веществе. Конечно, этого еще недостаточно, но движение вперед есть.

Наш регион может намного эффективнее работать с озимыми культурами. За год мы удвоили объем посевных площадей – до 22 тыс. га, но это все равно крайне мало. В советское время под озимые отводилось 150­200 тыс. га, и мы стремимся вернуться к этим показателям.

Нам не хватает и овощей закрытого грунта. По ним у Омской области самая низкая самообеспеченность, в пределах 70­75 %. Это направление нужно активно развивать.

ИНФРАСТРУКТУРА ДЛЯ НОВЫХ ПРОИЗВОДСТВ

– Тем не менее успехи омских растениеводов сегодня очевидны, а вот животноводство пока «проседает». Как будете возрождать это
направление АПК?

– Мы начали интенсивно работать с племенными хозяйствами, потому что генетика – это основа животноводства. Здесь предстоит огромная работа – составлены соответствующие программы по развитию как молочного, так и мясного направления. Сдвинулось с мертвой точки создание кормовой базы, в которой главное не объемы, а качество кормов. Но в отличие от растениеводства, где результат  усилий видно сразу, в животноводстве мы такого быстрого эффекта не получим – на это уйдет минимум 3­5 лет.

Из того, что удалось за эти полгода, – это начать работы по комплексному развитию сельских территорий. Мы смотрим, где есть инвестплощадки для нового производства, и под них заводим инфраструктуру – газ, воду, строительство культурных, спортивных объектов. Сегодня мы составляем такую «дорожную карту» на 2020­2021 годы.

СОВМЕСТНЫЕ ПРОЕКТЫ С КАЗАХСТАНОМ

– В начале ноября в Омске прошел Форум межрегионального сотрудничества России – Казахстана с участием президентов двух стран. Изменит ли он что­то для АПК Омской области?

– Первое, что важно для нас, – это приграничная торговля. В стране сегодня делают упор на экспорт, а Казахстан является одним из основных потребителей омской продукции. На этой встрече президенты приняли решение о расширении числа пограничных пунктов, чтобы ликвидировать существующие там очереди. Надеюсь, что движение наших грузов теперь станет более эффективным.

Второе – рассматривался вопрос о развитии водного сообщения. Сегодня очень важно найти логистические пути, которые позволят снизить финансовую нагрузку на сельхозпроизводителей. Водный транспорт – более дешевая альтернатива железной дороге. Мы могли бы задействовать артерии как на юг через Казахстан, так и на север – через Севморпуть в страны Азии. Первый путь мы уже опробовали до Павлодара, в этом году отправили туда 4000 т зерна.

Третье – сегодня в Омске хорошо развито сельхозмашиностроение, и наша техника очень востребована в Республике Казахстан.

Большие перспективы для сотрудничества двух государств открывает селекционная работа. Главными площадками здесь выступят Омский ГАУ и Омский АНЦ. Сибирские сорта занимают более 5 млн. га площадей в РК, и мы планируем создание селекционно­семеноводческих центров, которые будут развивать науку в этом направлении.

– Казахстанцы также заинтересованы в совместных проектах по глубокой переработке зерновых и масличных культур. Омичам это интересно?

– Что касается масличных, то мы их производим не так много, и для глубокой переработки этого объема нам хватает собственных мощностей (это около 300 тыс. тонн). Так что острой необходимости в совместной переработке масличных пока нет. Другое дело – зерно. Ежегодно мы вывозим за пределы региона более 1 млн. тонн в виде сырья. Развитие глубокой переработки позволило бы создать новые рабочие места и выпускать продукт с повышенной добавленной стоимостью, тем самым увеличивая доходы предприятий и налоговые поступления в бюджет. Сегодня уже ведутся переговоры об открытии таких производств. Так, с казахстанскими партнерами обсуждался проект по глубокой переработке зерна в Исилькульском районе Омской области,  в том числе возможность его загрузки казахстанским зерном.

ОМСКУ НУЖЕН БРЕНД

– На ваш взгляд, какая омская продукция еще недооценена с точки зрения ее экспортного потенциала?

– В первую очередь, продукты переработки. Они у нас есть, но нет их продвижения. Нам не хватает брендового продукта. Мы делаем оптовые поставки в Алтайский край, где нашу продукцию расфасовывают и продают как бренд другого региона. Также сегодня недооценена омская молочная продукция, хотя у нее высокое качество. К примеру, этой осенью ООО «Ястро» завезло на свою ферму более 400 коров джерсейской породы из Дании, чтобы из их молока производить сыр высокого качества.

Ну и, конечно, нам следовало бы активнее развивать наши дикоросы. Они тоже могли бы стать брендовым продуктом Омской области – как экологически чистый мед или травяные чаи Алтая. У нас много продуктов, которые могли бы работать на бренд региона. Но, к сожалению, пока мы видим только единичные примеры таких поставок, системности нет.

ПОТРЕБИТЕЛЬ НЕ ГОТОВ К ОРГАНИКЕ

– Вы отмечали в числе достижений уходящего года рост объемов внесения минеральных удобрений на омских полях. Из года в год мы призываем аграриев больше работать с агрохимией. Как это соотносится с взятым сегодня в стране курсом на развитие органического земледелия? И будет ли оно поддерживаться в регионе?

– Здесь нельзя уходить в одну или другую сторону. Должно быть одновременное развитие этих направлений. Но органическое земледелие – это сложное и тонкое дело. Ведь, чтобы выращивать такой продукт, нужно минимизировать не только внесение минеральных удобрений, но и защиту растений.
А в сельхозпроизводстве очень много проблем, связанных с заболеваемостью растений, вредителями. Поэтому высок риск потери урожая. Думаю, сегодня органика будет развиваться в ЛПХ –  небольших хозяйствах, где можно применять ручной труд, бороться с вредителями и болезнями индивидуально.
Но если говорить о производстве в промышленных масштабах, то сначала нужно найти потребителя на этот продукт, скоропортящийся и дорогой. Наверняка за этим направлением будущее, но сейчас массовый потребитель не готов
к переходу на органические продукты.

ТЕХПЕРЕВООРУЖЕНИЕ + ПЛОДОРОДИЕ

– Сельское хозяйство сегодня не может существовать без помощи государства. Соответствует ли отдача тем средствам, которые вкладываются в аграрную отрасль региона? Ждать ли новых видов господдержки в 2020 году?

– Основная проблема отрасли – это ее техническое состояние. Сегодня технологии меняются очень быстро, и если за ними не успевать, то и результатов стабильных не будет. Нам необходима модернизация всего АПК как в животноводстве, так и в растениеводстве. Обновления требует и полевая линейка, и токовое хозяйство, и складское оборудование, и перерабатывающая промышленность. Мы здесь не стоим на месте: если в прошлые годы на элеваторах наблюдались огромные очереди, то в нынешнюю уборочную нагрузка на хлебоприемные предприятия снизилась в разы. Модернизация токов, покупка зерноочистительных и сушильных комплексов по госпрограмме дали свои плоды: люди смогли сами перерабатывать зерно и хранить его на собственных складах в своих хозяйствах. Эту помощь нельзя останавливать.

Сохранится поддержка мероприятий по повышению плодородия. Те хозяйства, которые сегодня перевооружились и грамотно работают с землей, гораздо меньше зависят от капризов погоды. А в слабых хозяйствах при перепадах климатических условий сразу «проседает» урожайность. В животноводстве то же самое. Там, где прошла модернизация фермы, где заготавливают высокоэнергетические корма, там и надои выше, и качество молока лучше. Эту работу мы также будем продолжать.

Из новшеств – в 2020 году изменится федеральная поддержка, она будет делиться на стимулирующую и компенсирующую. Сейчас бюджет на 2020 год еще формируется, но уже известно, что основными направлениями поддержки станут техперевооружение и повышение плодородия.

ИЗ ЛПХ – В КФХ

– Сегодня набирают популярность агростартапы. Растет ли число молодых бизнесменов в отрасли, которые начали свое дело с помощью гранта?

– Мы видим рост количества КФХ, в том числе благодаря грантовой поддержке. В этом году у нас 36 «начинающих фермеров» и 24 «агростартапера». Сегодня мы плотно работаем с ЛПХ, потому что в этом сегменте есть потенциал перехода в другие формы хозяйствования. Например, селянин держит 5­10 коров и заинтересован в развитии. Наша задача – выявить такого хозяина и помочь ему выйти на новый уровень. Для этого в рамках федеральной программы создан Центр компетенций, призванный сопровождать начинающих фермеров. Там людей бесплатно проконсультируют, обучат, помогут собрать пакет документов и заявиться на грант. Эта программа дает возможность развивать сельское хозяйство на проблемных территориях, особенно на севере области, где нерентабельно строить крупные производства.

НОВЫМ КАДРАМ – НОВОЕ СЕЛО

– По вашим прогнозам, каким станет 2020 год для омского АПК?

– Мы ожидаем, что кардинально изменится технологический подход по возделыванию ряда масличных культур. Нашим фермерам нужно научное сопровождение, чтобы получать максимальную урожайность. Ведь бывает так: появился новый сорт с потенциалом 60­80 ц/га, а на практике выходит только 20 ц/га. Сегодня мы выстраиваем работу с учеными так, чтобы они не только предлагали хорошие сорта аграриям, но и помогали им получить именно ту урожайность, которую они могут дать. Потенциал должен быть раскрыт на производстве. Надеемся, что работа в этом направлении принесет свои плоды.

Также мы ожидаем в 2020 году увеличения посевов озимых культур. Усилим работу по плодородию: наша цель – не просто вносить больше удобрений, но применять их именно в тех концентрациях и объемах, как это требуется на конкретном участке. В животноводстве продолжим племенную работу со стадом, сделаем упор на использование новых высокоэнергетических кормовых сортов.

– Технологии – это важно, но внедрять их на селе сегодня некому. Как будете привлекать молодежь?

– Сегодня мы делаем ставку на целевое обучение кадров. В 2019 году мы очень продвинулись в этом направлении. Будем увеличивать и объемы строительства жилья на селе, стимулируя спрос новой ипотекой под 1,5 %. Кадровую проблему нельзя решить только обучением. Молодому специалисту должно быть интересно жить на селе. Поэтому наша задача – сделать эти территории привлекательными, комфортными для жизни. И возродить престиж самой профессии агрария.  Я помню времена, когда еще учился в школе и к нам приходил механизатор, ударник труда, с лентой чемпиона на груди. Для всех детей он был герой, и мы страшно гордились, если он брал нас летом к себе в помощники. Сегодня этого нет.

Руководители хозяйств должны активнее контактировать с молодежью, привозить к себе на предприятия, показывать свою работу и увлекать ею со школьной скамьи. Но все, конечно, начинается с семьи. Если детей с младых лет настраивают на переезд в город, потому что «в деревне ловить нечего»,  то кто ж захочет жить на селе? Даже зарплата не является решающим фактором. А ведь нам сегодня нужны не просто технические исполнители, а хорошо образованные специалисты, владеющие технологиями точного земледелия, управления стадом, способные работать на новой сложной технике. Но такие кадры знают себе цену и имеют более высокие требования к уровню жизни. Если мы не создадим для них условия, то не сможем выстроить технические процессы. Либо это будет вахтовый метод, когда люди приезжают и уезжают, не закрепляясь на селе. Но этот вариант не приемлем при наших огромных территориях – мы просто их потеряем. Сейчас мы начали плотно работать по программе развития сельских территорий и рассчитываем заметно улучшить социальную инфраструктуру в районах области. Но, повторюсь, и сельхозпроизводитель не должен быть пассивным и ждать, когда ему поднесут на блюдечке готового специалиста. Сделать так, чтобы молодежи нравилось жить на селе и работать в профессии, – наша общая задача.

Беседовала Виктория МУХИНА

CeC 6(14) 2019

 

 
 
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Закрыть

У нас новый сайт!

Вся актуальная информация на новом сайте!

sectormedia.ru

Перейти